Прически стиля ампир 19 века

Парикмахерское искусство в эпоху Классицизма (XVIII-нач. XIX вв.) и во времена стилей Ампир (1800-1815 гг.) и Бидермейер (серед. XIX в.)

Великая французская буржуазная революция стала концом века «суетных маркиз». Мария-Антуанетта положила на плаху свою красивую голову. С ее смертью умерла целая эпоха. В моду проникает классицизм, культ античности, греческий вкус и римский дух. «Залы обставляются на античный манер, поразительные перемены в одежде и прическах: здесь тоже все стало «а ля антик» — женские платья уподобились хитонам, волосы убраны в виде изящной диадемы. Модницы желали походить на древнюю статую».

Впервые появляются короткие стрижки у женщин. Прическа «а ля Титус» с коротко стриженными и мелко завитыми на концах прядями возникла в память о тех, кто закончил свои дни на гильотине (перед казнью остригали волосы, обнажая шею).

Именно так причесана мадам Рекамье на портрете Давида. Надо лбом ее волосы поддерживает широкая лента. На портрете Жерара та же мадам Рекамье причесана в стиле «а ля грек»: волосы, собранные в простой пучок, украшены декоративной иглой.

Со второй половины XVIII века прически становятся более простыми и естественными, зачастую с использованием только одной шпильки, а иногда и просто завязывались узлом. Локоны были обязательны.

В 1800 году во Франции с приходом к власти Наполеона 1 появился стиль ампир (т. е. империи), характерной чертой которого было использование различных приемов для выполнения локонов: круглых, спиральных, плоских и т. д. Украшались локоны перьями, заколками, обручами. Мужчины носили пряди средней длины, зачесанные к лицу.

После поражения Наполеона прически стиля ампир вышли из моды — пришло время стилю бидермейер. Возник этот неповторимый стиль в 20-х годах XIX века в Вене. Это был блеск расцвета парикмахерского искусства: пышные локоны обрамляют виски, объем волос на затылке убран в разнообразный рисунок. Украшали прическу лентами, вуалями, цветами, жемчугом, носили диадемы.

В период бидермейера прически напоминают декоративную архитектуру. Предпочтение, как всегда, отдано блондинкам.

Мужчины носили бакенбарды, локоны у основания лба, высоко оформленную челку, не прикрывающую лоб.

Неповторимый стиль этой эпохи возродил искусство выполнения сложных причесок с использованием последних для того времени парикмахерских приспособлений: способов окраски волос и обесцвечивания с применением перекиси водорода, щипцов для горячей завивки и др. — все эти приспособления (конечно, усовершенствованные) применяются и в настоящее время.

Прически в стиле ампир: особенности модного направления

В них ярко прослеживаются римские и египетские мотивы, а также видны черты античной моды.

Женские и мужские прически в стиле ампир (с фото)

Для причесок ампир характерными являются свои особенности, которые отличают их от других модных направлений. Прежде всего, ампирные укладки отличаются обилием завитков и локонов разной толщины.

Пряди и завитки укладываются на женской голове таким образом, что создается легкий художественный беспорядок. Такая тенденция прослеживается и сейчас в модных женских укладках. Крупные кольца или мелкие волны – наиболее яркая отличительная деталь причесок в стиле ампир того времени и современности.

Еще одна особенность укладок в этом стиле – открытый лоб и обрамленные линии в виде локонов возле висков. Классическая женская укладка в стиле ампир состоит из таких элементов, как высокая завитая челка, собранная надо лбом, поднятые на затылке локоны, легкое переплетение прядей, собранных вверху, и ниспадающие волны на спине.

Нередко дам можно было увидеть с косами, заплетенными в виде обруча. Их умело сочетали с собранными на макушке прядями, создающими собой замысловатые укладки. В то время популярным стал образ «тургеневской девушки» — застенчивый, скромный и лаконичный, именно такого облика можно было достичь, используя ампирные укладки.

Ниже на фото прически в стиле ампир украшены такими аксессуарами для волос, как цветные перья, диадемы, искусственные цветы, колоски, листья, тиары, бусы:

Они использовались для того, чтобы подчеркнуть и так изящную и элегантную укладку.

Мужские прически того времени были достаточно простыми, мужчины носили короткие стрижки с завитыми прядями. Проборы в мужских прическах могли быть разными – прямыми, боковыми, сквозными. Также мужчины носили усы и бакенбарды, бороды можно было увидеть редко. Если представители мужского пола и носили их, то это были короткие бороды – «эспаньолки».

Как сделать прическу в стиле ампир: пошаговая инструкция

К числу модных современных укладок, которые пользуются успехом у модниц, принадлежат ампирные прически. Именно поэтому модницы интересуются, как сделать прически «ампир», особенно этот вопрос становится актуальным накануне торжественных мероприятий.

Нередко на праздниках можно увидеть девушек с прическами Наполеоновской эпохи, однако следует знать, что самостоятельно создать такой образ очень сложно. Традиционно такие укладки делали на длинные волосы, сегодня многие стилисты используют шиньоны, чтобы придать прическе объемности.

При желании девушка может самостоятельно сделать укладку в стиле ампир, воспользовавшись пошаговой инструкцией:

Слегка влажные пряди накрутить на бигуди нужной формы. Можно выбрать мелкие спирали или достаточно крупные круглые бигуди, все зависит от предпочтений самой модницы.

Когда волосы будут накручены, голову наклонить вперед и собрать на макушке пряди, сделав легкий пучок. При этом спереди нужно оставить часть локонов.

Волосы, которые остались спереди, следует заплести в тонкие косички и обвить ими пучок. Возле висков нужно оставить несколько прядок, придав им нужную форму с помощью плойки.

Пучок, выполненный в стиле ампир, стилисты рекомендуют украсить тонкой нитью жемчуга, обвив его несколько раз.

Существует множество вариантов, как сделать прическу в стиле ампир. Волосы можно собрать в виде «мальвины» на макушке, и завить все пряди в красивые локоны. Праздничности прическе придаст заколка, украшенная полудрагоценными камнями.

Министерство образования и науки рф московский государственный университет дизайна итехнологии

Выполнил: студент ТИЛП

Ботокараева М. Ч.

Проверила: Алибекова М. И.

– возникновения стиля Ампир

– женский костюм в период Ампир 19-о века

– головные уборы женщин

– мужской костюм в период Ампир 19-о века

– головные уборы мужчин

Возникновение стиля Ампир(1804-1815г)

Стиль Ампир возник во Франции после Великой Французской революции и ориентировался на образцы античной моды.

Мода периода французской революции носила временный характер и была присуща лишь самой Франции. Послереволюционные французские моды конца 18 — начала 19 века распространились уже и в других европейских странах. Но история европейского костюма 19 века началась именно с революционных событий во Франции. Французская буржуазная революция формально уничтожила классовое неравенство в одежде. Дворянская аристократическая мода уступила место моде буржуазной, основным принципом которой было внешнее единообразие. Классовое положение определялось теперь наличием модных туалетов и украшениями. Тот же прямой силуэт, та же простота линий и множество вертикальных складок

В 1804 году Наполеон объявил себя императором. Период с 1804 по 1815 гг. в искусстве и истории костюма носит название «ампир» (от французского «empire» — «империя»).

Этот стиль напоминает классицизм предшествующих лет, так как внешние формы он заимствовал из античности. Но теперь уже идеалом является не строгое и изящное греческое искусство, а тяжеловесное и пышное римское. Идея мирового господства римлян была близка наполеоновской захватнической политике. Стиль ампир, холодный, парадно-официальный, величественный — присутствовал во всем: в архитектуре, интерьере, мебели. Нашел он свое отражение и в костюме этого периода.

Женский костюм в период Ампир

В послереволюционные годы женщины носили легкие, изящные одежды светлых тонов; платья типа туники, подпоясанные высоко под грудью. ( см. рис 1)

В женской одежде цилиндрический силуэт античности. Женский костюм делится строго по назначению: бальный, домашний, для прогулок. 2

У парадных платьев этого времени был небольшой шлейф (потом она постепенно исчезает) и глубокое округлое декольте. К бальному платью полагались длинные перчатки. Талия платья завышенная, под грудью Деколте повседневного платья прикрывалось кружевной косынкой. Рукава — короткие, в виде буфов, в основном, фонариком. Наряд дополнялся чулками белого или телесного цвета. Несмотря на то, что платья были очень легкими, верхней одежды женщины в этот период почти не носили. Зимой они закутывались в шаль. В конце 18 века в моду вошел «спенсер» — короткая приталенная английская курточка с длинными рукавами и застежкой впереди, отделанная оборками. Спенсер носили и мужчины, но очень недолго, а в женской одежде он сохранился до 40-х годов 20 века.

Рис 1 на женщине платье

Силуэт женского платья неоднократно изменялся на протяжении 19 века. В начале столетия платье носили без корсета. Неизменными оставались необходимые аксессуары, без которых невозможно было появиться в обществе. Это веер, перчатки и маленькая сумочка. Появиться на балу или приеме без драгоценностей на шее и в прическе было также недопустимо. На улице была необходима шляпка, а летом еще и зонтик от солнца.

Силуэт юбки был мягким, до 1810 г. у нее обычно был шлейф, а после она стала не очень широкой, колоколообразной формы. Платья шили из различных тканей: шелка, батиста, кисеи, льна, муслина, шерсти, бархата, атласа.

В самом начале 19 века модным цветом был белый, затем — разные цвета, но в любом случае однотонные. Расшивались нарядные платья античными орнаментами. Верхней женской одеждой этого периода были спенсер и редингот. Женщины также пользовались различными накидками; наиболее популярной была «канза» — легкая накидка с длинными концами, которые завязывали крест-накрест на талии. Особенно модными были очень дорогие кашмирские шали, искусство драпировки которых высоко ценилось. В качестве верхней одежды в этот период носили также русские шубки.

На гравюре того времени изображен такой «городской туалет»: шляпка-капотик, имитирующая античный головной убор с сеткой, посредством которой гречанки придерживали всю массу волос на затылке. Платье с полутреном, покрытое туникой, прикрепленной к поясу брошью из золота или серебра; эта туника сзади расходится. Корсаж — очень короткий и без рукавов. Руки закрыты рукавами сорочки.

Прически ампир

Ампир – это помпезный, эклектичный и интересный стиль, который впитал в себя роскошь великих культур, демонстрируя власть и максимализм.

Прически эпохи ампир

Женщины 19 века тратили очень много времени на создание причудливых причесок. Мудрёные укладки состояли из огромного количества локонов, заколок с драгоценными камнями и всевозможных креплений. Использовались шиньоны, а также накладные волосы.

Спиральные или трубчатые локоны собирались в пучок или узел, оставшиеся завитки слаживались вокруг головы в несколько слоев.

Говорят, что женщины того времени копировали античные статуи. Это прослеживается в завернутых в ракушку косах, а также ниспадающих на затылке выбившихся локонов.

Прически в стиле ампир сегодня

В наше время такие прически довольно таки актуальны для праздничных мероприятий. Вы наверняка восхищались величественными прическами Наполеоновской эпохи на каких-либо вечеринках, свадьбах или торжественных приемах.

Для создания прически в стиле ампир требуется много времени и терпения, но результат стоит того. Для данного стиля характерен открытый лоб, начес и ровный пробор. Существует много вариантов подобных причесок и укладок. Здесь можно заплетать косы, поднимать волосы в ракушку или пучок, но самое главное, чтобы оставались ниспадающие пряди. Также можно поэкспериментировать с челкой, закалывая ее волнами.

Свадебные прически в стиле ампир

Современные невесты заинтересованы не только в платьях в стиле ампир, но и в шикарных прическах. Нежные и женственные петли из волос и букли заворожат всех присутствующих. Красивые и мягкие локоны должны плавно выбиваться из закрученной ракушки. Украшения из жемчужных бус, диадемы и перьев ярко соответствуют направлению данного стиля.

Прически в стиле ампир – это настоящее произведение искусства!

Прически стиля ампир 19 века

Глава первая. Французские прически первой четверти XIX века

Общая характеристика

В начале XIX века моду продолжает диктовать Франция. На смену классицизму в искусстве приходит стиль ампир, что в переводе с французского означает “империя”. Этот художественный стиль называют также поздним классицизмом. Он появился в первой четверти XIX века во всех странах Европы. Но родиной ампира считается Франция времен Наполеона I, который, воспользовавшись кризисом Директории, в союзе с крупной буржуазией совершил государственный переворот и в 1804 году объявил себя императором. Он считал, что искусство должно способствовать прославлению его личности и воинских подвигов. Наполеон мечтал о возрождении великолепия Римской империи. Поэтому во Франции начинает проявляться бурный интерес к античности. Законодателями мод во время первой империи явились ближайшие друзья императрицы Жозефины, жены Наполеона.

С 1805 по 1814 год моды менялись чрезвычайно часто, и ни один журнал не мог уследить за всеми их изменениями. Влияние античного искусства сказывалось на внешнем облике французов. В магазинах шляп и парикмахерских помещались бюсты античных богов и граждан античной эпохи. В прическах начали подражать античным модам Греции и Рима. Перенимались также линии одежды, в основном женской, украшения.

Изменение художественных направлений повлекло за собой появление нового понимания красоты. Напыщенного вельможу сменил образованный и отважный, элегантный и деловой мужчина. Умение со вкусом одеваться и великолепно танцевать теперь уже ни в коей мере не могло заменить каких бы то ни было деловых качеств, образованности, ума. В женщинах ценились томность, мечтательность, меланхоличность, “интересная бледность”.

Основные виды и формы причесок

Мужские прически со времен Директории изменились мало. Это были все те же коротко остриженные завитые волосы, красиво уложенные. Самыми популярными были прически типа “титус” и “каракалла”. Парики с прическами типа “кошелек”, “узел”, “крысиный хвост” больше не появлялись. Волосы вновь обрели естественный цвет, так как пудра вышла из моды. Разнообразились прически проборами – прямым, боковым, сквозным (рис. 88). Дополнением причесок стали небольшие бакенбарды – “фавориты” (рис. 89). При них иногда носили небольшие усы. Бороды носили крайне редко, и то типа “жабо”.

Женские прически стиля ампир в корне отличались от причесок XVIII века. Античные прически, которые появились во времена Великой французской революции 1789 года и Директории, продолжали пользоваться популярностью. Их дополняли “египетские” прически, распространившиеся среди дам высшего общества после египетского похода Наполеона. Они были значительно осовременены. Парикмахеры соблюдали общий силуэт, а в остальном женщины полагались на собственную фантазию. Прославленные красавицы, светские “львицы” этого времени мадам Тальен и мадам Рекамье вводили в моду все новые и новые придуманные ими прически. С 1801 года среди женщин распространяются прически из коротких, завитых в локоны волос, которые походили на мужские прически “титус” и “каракалла”. С 1803 года волосы в прическах удлинились. Появилась прическа “а-ля Нинон”, при которой волосы на лбу завивались в легкую челку, на висках локоны были более крупные и тугие, на затылке укладывали тугой, плоский шиньон.

Прически стиля ампир способствовали развитию парикмахерского искусства, так как создавались из множества разнообразных видов локонов, которые получили названия от своей формы; трубчатые, ленточные, спиралеобразные, типа стружки.

Обязательным элементом “античных” причесок XIX века стал пучок или искусно сделанный шиньон, который прикреплялся при помощи шпилек, гребней или сеток. Иногда подкалывали каркас конусообразной формы. С 1811 года в моду входят букли, которые располагались надо лбом, концентрируясь в небольшие полушария. С 1813 года начинают появляться высокие прически, среди них выделяли “китайскую”, по названию модной оперы “Китайский земледелец”. Волосы гладко зачесывались вверх и скалывались в продолговатый пучок, наподобие петушиного гребня, у основания пучок перевивался лентой, тонкие, небольшие локоны дополняли прическу.

Все прически начала XIX века наглядно демонстрируют мастерство парикмахеров, их высокий вкус, фантазию. Это время в истории причесок считается периодом блистательного показа профессиональных навыков, техники в области стрижек, завивки и укладки.

С 1820 года появляется новый силуэт прически, получивший дальнейшее распространение в 30-е годы. Ее характерной деталью был пробор – зигзагообразный, прямой, боковой. Отсутствие челок сделало прически более строгими, дополнением стали пучки локонов, расположенные над ушами, высокий пучок из кос крепился на макушке. Когда естественных волос для прически не хватало, прибегали к использованию шиньонов, которые заранее завивались и укладывались.

Разберем несколько причесок более подробно. “Портрет мадам Рекамье” Франсуа Жерара: красивая женщина предстает перед нами в легком, почти прозрачном одеянии античного образца, полулежа на изящной кушетке. Прическа напоминает по силуэту греческую: волосы забраны вверх в небольшой пучок и сколоты золотой длинной шпилькой. Надо лбом прическа разделена прямым пробором, с каждого бока образуются небольшие “шторки”, прикрывающие лоб, типа “греческого лампадиона”.

На портрете Луи Давида изображена та же женщина. Но прическа совсем другая. Волосы коротко подстрижены, завиты отдельными мелкими прядями. На лбу черная лента, из-под которой выбиваются тонкие пряди, уложенные в легкую челку типа “титус”.

Головные уборы, украшения, косметика

Большие изменения в общественной жизни – промышленный прогресс, развитие науки, техники, искусства – определили направление европейского костюма. Роль моды изменилась. Сфера ее влияния расширилась. Мода начинает воспитывать вкусы большой массы горожан. Развитие промышленности, торговли способствует частой смене ассортимента. Впервые стали распространяться массовые товары, которые создают видимость демократизации моды.

На протяжении всего XIX века моды в области костюма продолжает диктовать Франция. Это происходит потому, что легкая промышленность во Франции была хорошо развита, и потому, что именно здесь зародились и развились эстетические идеалы времени, воспринятые затем всей Европой.

На одежду первых пятнадцати лет XIX века сильно повлияли военные события, слава героев, личность Наполеона Бонапарта.

Возрастает роль “деловых людей”. Строгость линий, практичность материалов, темная цветовая гамма приходит на смену пастельным тонам, блеску атласа и шелка костюмов стиля рококо. Понятие элегантности меняется. Раскопки Помпеи вызвали интерес к античности, и, в частности, к одежде; постепенно простота и скромность античных одежд заменяются более тяжеловесными одеяниями из бархата и шелка. Мужчины носят форменные мундиры, на придворные рауты надевают костюмы из дорогих тканей, расшитые золотым шитьем. Наряду с “греческой” модой появляется “турецкая”. Одежда императорского двора и аристократии регламентировалась стилем ампир. Новая знать стала носить одежды простого покроя, но в то же время роскошные. Женские костюмы первых десятилетий напоминали античные хитоны и туники. Появившиеся в 1809 году корсеты делали фигуры более стройными и подтянутыми. Силуэт костюма напоминал колонну, детали вносили в костюм разнообразие. Были модны однотонные ткани с вышивкой, особенно белые муслины, батисты, расшитые белой гладью. В вышивках преобладали растительные мотивы- листья, цветы, гирлянды изящно свитых колосьев. Дополнением к легким одеждам, надеваемым, как правило, прямо на тело, были шали. Мода на них была так велика, что возникли романсы, танцы, названные “шаль”. Шали привозили из Египта, Сирии, но самыми дорогими считались шали из Индии – одноцветные, с ярким бордюром и кистями или бахромой. Верхняя одежда зависела от сезона, погоды, времени суток.

Головные уборы. Мужские шляпы этого времени имеют цилиндрическую форму, дугообразные поля. Ширина полей увеличивается очень быстро. Материалом для шляп служат фетр, велюр, войлок. Модной становится высокая английская шляпа со средними полями.

В женских головных уборах преобладали мотивы восточной моды: разной формы тюрбаны, чалмы. Делались они из прозрачных, легких муслинов, шифонов, украшались эгретками. Появляются венгерские токи, всевозможной формы чепцы, небольшие соломенные шляпки с бархатными лентами вокруг тульи. Бальными головными уборами были драгоценные диадемы, венцы. Модные журналы предлагают шляпы для торжественных случаев, для повседневной носки- более двадцати фасонов. Форма шляпы менялась с изменением причесок. Так, самым распространенным фасоном становится “кибитка”, “капотик”. Некоторое время дамы носили изящные сетки, серповидные диадемы.

Украшения. Дамские прически стиля ампир богато декорировались всевозможными украшениями. Это были высокие гребни, которые служили не только украшением, но и своеобразной подставкой для пучков и локонов, длинные золотые шпильки с круглыми навершиями на концах, заколки. Часто украшение состояло из широкого или узкого обруча из драгоценного металла с пучком перьев или одним пером в центре. Отправляясь на бал, дамы украшали головы цветами, как естественными, так и искусственными – из шелка. Цветы сплетали в небольшие венки или гирлянды и укладывали вокруг пучков и локонов. Драгоценные камни, нити жемчуга придавали прическе более нарядный и торжественный вид, демонстрировали богатство хозяйки.

Косметика. В первые годы XIX века косметикой по сравнению с XVIII веком пользовались умеренно. Но дамы не отказались от духов и помад, красили волосы, придавая им модный каштановый оттенок.

История костюма Франции первой половины 19 века

Мода периода французской революции носила временный характер и была присуща лишь самой Франции. Послереволюционные французские моды конца 18 — начала 19 века распространились уже и в других европейских странах. Но история европейского костюма 19 века началась именно с революционных событий во Франции.

Французская буржуазная революция формально уничтожила классовое неравенство в одежде. Дворянская аристократическая мода уступила место моде буржуазной, основным принципом которой было внешнее единообразие. Классовое положение определялось теперь наличием модных туалетов и украшениями.

Костюм Франции периода Консульства

Мужской костюм

В период Консульства мужские повседневные костюмы шили из шерстяных тканей темных тонов. Бархатными и шелковыми остались только парадные и придворные костюмы.

Мужчины носят белую рубашку из тонкого батиста со стоячим воротником, широкий шейный платок, закрывавший подбородок, жилет, сюртук с металлическими пуговицами, узкие панталоны ниже колен. Обычно жилет и панталоны шились из более яркой и светлой ткани, чем сюртук или фрак.

Женский костюм

В послереволюционные годы женщины носили легкие, изящные одежды светлых тонов; платья типа туники, подпоясанные высоко под грудью.

Женский костюм делится строго по назначению: бальный, домашний, для прогулок.

У парадных платьев этого времени был небольшой шлейф и глубокое округлое декольте.

Декольте повседневного платья прикрывалось кружевной косынкой. Рукава — короткие, в виде буфов. Наряд дополнялся чулками белого или телесного цвета.

Несмотря на то, что платья были очень легкими, верхней одежды женщины в этот период почти не носили. Зимой они закутывались в шаль. В конце 18 века в моду вошел «спенсер» — короткая приталенная английская курточка с длинными рукавами и застежкой впереди, отделанная оборками. Спенсер носили и мужчины, но очень недолго, а в женской одежде он сохранился до 40-х годов 20 века.

Мужчины носили низкие туфли и сапоги с отворотами, а женщины мягкие туфли без каблуков.

Прически и головные уборы

Мужчины носят коротко остриженные волосы и невысокие шляпы с приподнятыми по бокам полями.

Женские прически более разнообразны. Пудра вышла из употребления. Головные уборы стали меньшего размера, но обычно женщины их не носили.

Костюм периода Наполеоновской империи (Ампир 1804-1825 годы)

В 1804 году Наполеон объявил себя императором. Период с 1804 по 1815 гг. в искусстве и истории костюма носит название «ампир» (от французского «empire» — «империя»).

Этот стиль напоминает классицизм предшествующих лет, так как внешние формы он заимствовал из античности. Но теперь уже идеалом является не строгое и изящное греческое искусство, а тяжеловесное и пышное римское. Идея мирового господства римлян была близка наполеоновской захватнической политике.

Стиль ампир, холодный, парадно-официальный, величественный — присутствовал во всем: в архитектуре, интерьере, мебели. Нашел он свое отражение и в костюме этого периода.

Мужской костюм

Мужчины в период Империи носили белые рубашки с высоким стоячим крахмальным воротником, короткие пестрые жилеты и фрак. Фрак стал самой излюбленной мужской одеждой. Их шили чаше из однотонной ткани разных цветов, но они могли быть и полосатыми, и из другой узорной ткани. Талия фрака была слегка завышена, расширенный у плеча рукав имел воронкообразный манжет, бархатный воротник другого цвета, чем основная ткань. Пуговицы фарфоровые, серебряные или из драгоценных камней.

Мужчины носили шейные платки, которые завязывали бантом или узлом, а концы прятали под жилет.

Панталоны всегда были светлее фрака. Они удлинились до щиколотки, держались на подтяжках, а внизу на штрипках.

Верхом по-прежнему ездили в рединготе, который немного позже превратился в повседневную одежду — «сюртук». Первоначально сюртук служил чем-то вроде современного пальто: его надевали поверх мундира или фрака. Но затем сюртук начинают носить вместо фрака. Шили его в талию, полы доходили до колен, а рукава были такие же, как у фрака.

Женский костюм

Женский костюм в эпоху ампир стал строже. Талия по-прежнему оставалась высокой. Силуэт юбки был мягким, до 1810 г. у нее обычно был шлейф, а после она стала не очень широкой, колоколообразной формы. У бальных платьев было глубокое декольте и съемный шлейф.

Платья шили из различных тканей: шелка, батиста, кисеи, льна, муслина, шерсти, бархата, атласа. В самом начале 19 века модным цветом был белый, затем — разные цвета, но в любом случае однотонные. Расшивались нарядные платья античными орнаментами.

Верхней женской одеждой этого периода были спенсер и редингот. Женщины также пользовались различными накидками; наиболее популярной была «канза» — легкая накидка с длинными концами, которые завязывали крест-накрест на талии. Особенно модными были очень дорогие кашмирские шали, искусство драпировки которых высоко ценилось. В качестве верхней одежды в этот период носили также русские шубки.

Дамский туалет дополнялся длинными перчатками, маленьким зонтиком, сумочкой-кисетом, веером.

В эпоху ампир мужчины обувались в высокие черные сапоги с желтыми отворотами. Модными также были открытые бальные туфли.

Женская обувь — легкая, без каблука, с узким носком и лентами, которыми крест-накрест обвязывали ногу.

Прически и головные уборы

Мужчины стригли волосы и завивали их в тугие локоны («а-ля-Титус»). Лицо гладко брили, оставляя узкие бакенбарды. Самым популярным головным убором была высокая английская шляпа с узкими полями, которая пришла на смену французской треуголке.

Женские прически в этот период очень часто менялись. Носили все — и греческий узел, и локоны. Головные уборы также часто менялись, но основным был фасон «кибитка» — глубокие шляпы с прямыми полями, закрывавшими в профиль почти все лицо. В 1812-1814 гг. в моду вошли шляпы, напоминавшие военный кивер; на балах появляются дамы в тюрбанах из кисеи.

До 1810 г. очень модными были драгоценности, которыми женщины дополняли парадный туалет в огромном количестве. На всех пальцах они носили кольца, украшали себя браслетами, золотыми шейными цепочками, колье, диадемами, жемчужными нитями. Такой «парад» драгоценностей был похож на витрину ювелирного магазина. Но после 1810 года драгоценности временно уступили место цветам, лентам, перьям и пр.

Костюм периода Реставрации (1825-1850 годы)

«Реставрация» — это период, наступивший после свержения Наполеона и Венского конгресса, когда во Франции произошло восстановление монархии.

В искусстве 20-30-х гг. родилось новое направление — романтизм. Франция по-прежнему диктовала моду, а Париж был культурным центром Европы. Названия всех стилей в костюме звучали по-французски.

Но с 30-х гг. 19 века появляются и другие центры культуры — Австрия, Германия. Господствующее положение в прикладном искусстве и костюме 1830-1840-х гг. занимает немецкий стиль «бидермейер», ставший синонимом бюргерского благополучия и уюта. Аналогичный стиль во Франции носил название «стиля Луи Филиппа». В моду вошел герой, в котором ценилась жизненная хватка, богатство, деловой ум.

История костюма по стилистическим признакам делится со второй четверти 19 века на два периода: бидермейер (1825-1840 гг.) и период фешенеблей (1840-1850 гг.).

Мужской костюм

В период романтизма для мужского костюма характерна некоторая «романтическая небрежность». Она проявлялась прежде всего в манере носить костюм: расстегнутый воротник рубашки, развевающиеся волосы и т.д. Щеголи элегантно носили дорогие вещи в небрежной манере: это выражало их интеллектуальное превосходство над бытовыми мелочами. «Светские львы» меняли фрак каждые три недели, шляпу — еженедельно, обувь — раз в неделю.

Мужские костюмы шили в основном из шерстяных тканей темных тонов — серого, коричневого, табачного, синего и др. Панталоны были светлее, чем сюртук или фрак. Бархат и шелк использовался только для жилетов и придворных костюмов. В 40-е гг. очень модными становятся клетчатые ткани.

Мужской фрак или сюртук в 30-е гг. на груди подбивался ватой, плотно охватывал талию, а на бедрах расширялся. Рукава были пышные у плеча. В 40-е гг. талия у фрака и сюртука стала заниженной, а рукав — прямым и узким.

Мужчины также носили белые с высоким крахмальным воротничком рубашки, жилеты разных фасонов, широкие однотонные или пестрые галстуки, которые завязывались вокруг шеи бантом.

Верхней мужской одеждой были «бурнус» — пальто с узкими рукавами, отделанное впереди шнурами, и «каррик» — пальто с несколькими воротниками.

Мужской костюм дополнялся перчатками, тростью, зонтом, хлыстом. На ленте у жилета крепился лорнет. С 30-х годов стали публично пользоваться носовыми платками (раньше это считалось неприличным).

Женский костюм

В 1820-е гг. силуэт женского костюма стал проще. Женщины носили неширокие платья с юбкой в форме колокола, украшенной оборками, букетами цветов, гирляндами. Талия осталась завышенной, а платье в целом стало короче. Под платье надевали жесткие короткие корсеты. Воротники в этот период разнообразны: встречались и стоячие, и круглые гофрированные, и плиссированные. Дополнение к костюму — пелерина или шаль.

В 30-е гг. в силуэте костюма происходили очередные изменения. Модницы отказались от завышенной талии и укороченного лифа. Юбка и рукава сильно расширились, платье снова удлинилось. Под верхнюю юбку надевали несколько нижних. Платье стягивали широким поясом или широкой лентой, которую завязывали сзади бантом.

В бальных платьях вырез лифа имел форму сердца, а рукава приобрели вид пышных коротких буфов. Дополняли бальное платье белые перчатки.

Модными аксессуарами были зонтики с оборками и лентами, а зимой — муфты.

В 1840-е гг. женские платья стали еще длиннее — из-под юбки теперь виден только кончик туфли.

Талия чуть занизилась, в моду вошел узкий закрытый лиф, иногда с отложным воротничком. В бальных платьях появилось широкое декольте, почти обнажающее плечи. Вырезы обрамлялись «бертой» — накладной лентой или оборкой из ткани или кружева.

Рукава платьев могли быть разными — длинными или короткими, но всегда узкими у плеча. Юбка сосбаривалась на боках и падала свободными мягкими складками. Под платье надевали несколько (иногда до восьми!) накрахмаленных нижних юбок.

Одежда для улицы состояла из двух платьев: нижнего глухого и верхнего распашного, украшенного позументами или рюшами. Новым типом одежды стала короткая бархатная кофта с закругленными полами и меховой опушкой.

Мужчины во второй четверти 19 века носили полусапоги и бальные туфли-лодочки.

В 30-е гг. женщины по-прежнему обувались в открытые туфельки без каблуков, на узкой подошве, с лентами. Вошли в моду также ботинки на застежке.

К 40-м годам у женских туфель опять появился каблук.

Прически и головные уборы

В период романтизма модной мужской прической был «кок», напоминавший петушиный гребень, — короткие, завитые в локоны волосы, которые приподнимали надолбом. К этой прическе шли бакенбарды.

Из головных уборов у мужчин были популярны цилиндр, шляпа «боливар» — цилиндр с сильно расширенной кверху тульей и большими полями.

В 40-е гг. мужская прическа стала длинней. Иногда волосы завивали в тугие локоны. В это время носят мягкую фетровую шляпу «гарибальди» — этот головной убор считался очень демократичным.

Женские прически 1830-х годов были сложными и, как правило, высокими. Волосы расчесывали на боковой пробор, пряди волос завивали в крупные локоны и укладывали над висками. Длинные пряди волос сзади зачесывали наверх и укладывали в шиньон на темени.

Из-за высокой прически женские шляпы стали делать с высокой тульей и широкими полями (шляпа-«шутэ»). Шляпы украшают перьями, лентами, цветами. Модным женским головным убором был большой берет.

В 1840-е годы женские прически упростились. Волосы гладко расчесывали на прямой пробор, и они длинными локонами спадают на плечи. Модной также была прическа «бараний рог».

Головные уборы в этот период были разнообразны, но чаще всего женщины носили небольшие шляпы-«кибитки».

В 30-е годы ювелирные украшения почти вышли из моды. В основном носят только серьги и медальоны.

В 40-е годы женские прически украшали так называемым «лисьим хвостом» — большим страусовым пером, спадавшим на плечо. Модным украшением также была фероньерка — узкая ленточка с драгоценным камнем посередине, которую повязывали на лоб.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here