Прически 19 века англия

Мода 19 века

Послереволюционная Франция отличалась от предшествующей эпохи не только политическим строем. Оттесняя платья и прически из сложных конструкций, набирают популярность откровенные полупрозрачные наряды в стиле ампир. Основным ориентиром в моде и в архитектуре XIX века была античность: силуэт, как мужской так и женский становится подобен стройной колонне греческого храма с небольшим украшением наверху и узкими складками по бокам. Новая мода зародилась на балах и собраниях прежней аристократии, чьи родственники были казнены во время революции. Дамы носили красные ленты и бархотки как символический след от гильотины и длинную белую рубашку, подобную той, в которой королева Мария-Антуанетта и ее фрейлины шли на казнь. Их называли merveilleuses – причудницами. Однако вскоре такой силуэт стал модным и среди других дам, в том числе горожанок и жен чиновников. Именно так одевалась возлюбленная Наполеона – Жозефина Богарне.

Платья имели высокую талию, закрепленную лентой прямо под грудью, от которой спускались длинные полупрозрачные складки до пола. В качестве нижней одежды служили тонкие обтягивающие панталоны телесного цвета (с течением времени они превратятся в современные чулки и колготки), натягивание которых было отдельным искусством. Вместо жестких туфель из кожи на тяжелом каблуке в XIX веке в моду входят тонкие шелковые балетки с длинными лентами, опоясывающими крест накрест ноги до колен по образцу античных моделей.

Мода XIX века стала революционной и в плане украшений. Уходит в прошлое любовь к бриллиантам и золоту, за эталон красоты берется античная камея, которая может быть выполнена из слоновой кости, черепахового панциря или камней – халцедона, опала. Особую популярность приобретают короткие прически – в память об осужденных на казнь дамах, которым коротко отрезали волосы. Еще одна модная тенденция – кудри или небольшой свободный пучок, перехваченный несколькими лентами.

В 1837 году в Англии наступает период правления королевы Виктории, который продлится более полувека. Молодая чувственная королева проявляла большой интерес к нарядам, и весь двор следовал за ней. Со второй трети XIX века в моду входит романтизм, который характеризуется вниманием к оттенкам собственных чувств, природе, любовью к длинным средневековым одеяниям, плащам, небольшим шляпкам и чепцам с изящными рюшами. Чтобы представить себе моду XIX века достаточно вспомнить «Джейн Эйр» или героинь «Войны и мира». Особо популярной считалась прическа, при которой лицо обрамляли два локона, а основная часть волос зачесывалась высоко наверх и закреплялась в виде пучка, иногда украшенного несколькими лентами или цветами. Чтобы подчеркнуть тонкую талию, помимо пышной юбки, делали широкие рукава и плечи, в которые иногда даже вставлялся каркас из китового уса, таким образом, силуэт дамы становился похожим на песочные часы. Ворот, обильно украшенный кружевами и рюшами, плавно переходил в линию плеч, пышно обрамляя локти дополнительными складками. Украшениям в XIX веке отводилась особая роль – в моду входят медальоны с изображениями любимых или детей, иногда там же хранится прядь волос. Вместо прежних неудобных туфель становятся модными небольшие шнурованные ботиночки с закругленными носками. В качестве верхней одежды приобретают популярность разнообразные шали, муфты и боа, прикрывающие лишь часть пышной юбки.

Благодаря экспансии Англии и Франции в восточные страны, Африку и Индию появляется много экзотических элементов гардероба – тюрбаны, парчовые ткани, яркие украшения из бирюзы и кораллов. Такое количество новых атрибутов не сразу нашло разумное место в европейском гардеробе, часто являясь причиной несуразных и странных образов.

Одно из ключевых достижений моды XIX века – кринолин. В отличие от предыдущих более громоздких и тяжелых конструкций он был сделан таким образом, чтобы в нем можно было легко сидеть, наклоняться и делать сложные фигуры танцев. К необходимым элементам одежды относятся белые кружевные рукава и воротник, которые лишь слегка выглядывали из-под верхней одежды. Дама обязательно носила перчатки, которые допускалось снимать лишь во время обеда, драгоценные перстни и браслеты часто надевались прямо поверх ткани. В XIX веке в моду снова входит корсет, который затягивал талию до 50 – 55 сантиметров, что могло серьезно повредить здоровью его обладательницы.

После смерти своего супруга в 1861 королева Виктория погружается в нескончаемый траур, продолжавшийся практически 40 лет, а вместе с ней и весь двор. Поэтому в конце XIX века в моду входят черный и серый цвета, украшения из черного оникса, мориона и темных оттенков агата. Пышные платья сменяются более спокойными и простыми, пропадает большое количество рюшей и кружев. Дамы среднего сословия одеваются и вовсе скромно, полностью закрывая плечи и шею.

Европейская мода второй половины 19 века (Второе Рококо)

Во второй половине 19 века моду диктуют вкусы богатой буржуазии. На основе стиля середины 18 века — рококо — складывается новый, еще более пышный и эклектичный стиль — «второе рококо», или «выставочный стиль».

Мужской костюм

Основным нововведением в области мужского костюма стало строгое деление одежды по функциональному назначению. Выделяются визитный, бальный, домашний и повседневный (рабочий) костюмы.

Мужчины носили белые рубашки на пуговицах, со стоячими или отложными воротничками. В 60-е годы появились манишки, заменяющие рубашку.

В 50-е гг. мужчины носили брюки на штрипках, в 60-е — без штрипок. В 70-80-е гг. брюки приобрели лампасы и сильно расширились книзу. В 90-е гг. в моду вошли брюки «французского» покроя — мешковатые, суженные книзу. В основном их шили из ткани в полоску или клетку.

Парадной, бальной одеждой стал фрак — черный или цветной, который иногда дополнялся фрачным плащом черного цвета на белой подкладке. К фраку надевали белый жилет.

Визитной одеждой становится новый тип костюма — визитка. В отличие от фрака и сюртука, она была однобортной, имела отрезную талию и закругленные фалды. К черной визитке полагались черно-серые полосатые брюки (которые назывались «визиточными») и двубортные или однобортные жилеты — черные, цветные или даже белые. Крахмальные воротнички в тон жилета были стоячими либо отложными. В отличие от фрака, который надевали вечером, визитка была преимущественно дневной одеждой.

Каждый день мужчины носили сюртук. Распространившиеся в этот период пиджаки и жакеты также играют роль повседневной одежды.

Дома надевали различные жакеты и бархатные блузы.

Верхняя мужская одежда была очень разнообразна: пальто с пелериной, длинная шуба на меху, длинный плащ без рукавов с пелериной («гавелок»), мешкообразное пальто («сак»), короткое пальто в талию, отделанное спереди шнурами («бекеша»).

В 50-е-60-е гг. галстук имел вид банта, а к 70-м годам появился ленточный галстук. К фраку полагался белый галстук, завязанный бантом.

Женский костюм

Во второй половине 19 века Франция по-прежнему законодательница женских мод.

В 50-е-60-е гг. модный женский костюм приобрел вычурные формы. Этот период в истории моды известен как «моды Второй империи».

Платья в это время шили из шелковых и шерстяных тканей, из атласа, репса, штофа, бархата. В моде самые яркие расцветки — лиловые, ярко-розовые, красные. Отделкой служили искусственные цветы, бахрома, галуны, вышивки, кружева (особенно модными были кружева золотые). Кружева и вышивки теперь изготовлялись не вручную, а фабричным способом.

Самой примечательной чертой женского костюма стал кринолин (от французского слова crine — «грива, конский волос»). Это была конструкция из ивовых прутьев, китового уса или металлических обручей, которую надевали под нижнюю юбку. Она позволяла придать юбке особую пышность. К 1860-му г. круглый каркас кринолина уступил место овальному.

Прически 19 века англия

Глава вторая. Прически Англии и Голландии

Прически Англии

Общая характеристика

В Англии начало XVII века ознаменовано быстрыми темпами развития многих отраслей промышленности, особенно суконной. В этом производстве Англия занимала первое место в Европе. Сукноделие процветало и давало стране большие прибыли. Стремительное развитие мануфактур приводит к росту городского населения. Но феодальные порядки, королевская власть тормозили развитие торговли, промышленности, сельского хозяйства. Введение новых налогов затрудняло деятельность капиталистов-собственников. В XVII веке в Англии шла ожесточенная война между дворянством и буржуазией – “кавалерами” и “круглоголовыми”, сторонниками короля и парламента. Эта война носила также и религиозный характер. Сторонники короля в большинстве принадлежали к англиканской церкви, возникшей в XVI веке, после реформации церкви в Англии, и возвысившейся при короле Карле I. Сторонники парламента – пуритане (от латинского слова “пурус” – “чистый”) были ярыми противниками пышных обрядов, богатых служб католической и англиканской церкви – они выступали за упрощение, “очищение” церкви. Междоусобицы, военные действия раскололи страну на два враждующих лагеря и приняли характер гражданской войны, в исходе которой армия “круглоголовых” под предводительством дворянина Оливера Кромвеля разбила армию короля.

Основные виды и формы причесок

Междоусобицы между дворянством и буржуазией, религиозные разногласия сказались на внешнем облике населения, в частности на прическах. Пуритане, представлявшие средние слои населения, требовали исправления нравов, отмены увеселений, запрещения театральных представлений, которые они считали греховными. Отсюда пошло гонение на пышные костюмы и прически, головные уборы аристократии. В Англии XVII века господствовали французские моды. Возможно, это произошло из-за сближения английского и французского королевских дворов. Родственные связи сделали путь моды короче. Все подражали королям и королевам. Двор щеголял в изящных прическах, а позднее – париках, которые были предметом роскоши, признаком аристократизма.

Завивка в Англии, несмотря на борьбу против нее пуритан, оказалась живучей. Кавалеры носили сильно завитые полудлинные волосы – длина их достигала воротников (рис. 66). Король Карл I ввел в моду прическу с длинными локонами, взбитыми с правой стороны в виде полушария, а с левой – спадающей длинной, прямой, слегка завитой прядью. Возможно, это был английский вариант французской прически “а-ля Каденетт”. С появлением отложных воротников прически приобрели свободу и естественность. Многие аристократы носили красиво подстриженные “лестничками” и завитые в локоны прически, касающиеся воротника, по бокам волосы взбивались; в таких прическах были челки, которые мелкими завитками обрамляли лоб, достигая его середины. Моден был каштановый цвет. Низшие слои населения носили короткие прически, пуритане также носили короткие стрижки. Принято было носить небольшие бородки остроконечной формы и тонкие, с торчащими в разные стороны стрелками усы. Некоторые носили бородки-мушки (см. рис. 66) по французской моде, другие – по немецкой – “круглые” бородки “а-ля Валленштейн”. Усы и бороды красили, завивали, на ночь укладывали в специальные футляры из кожи или ткани.

Женские прически находились под влиянием французских мод, что объясняется сближением королевских дворов после женитьбы английского короля Карла I на сестре французского короля Людовика XIII Генриетте-Марии. Многие придворные дамы носили прическу типа “мадам Севинье”, с горизонтальным пробором, небольшой челкой и пучками завитых локонов над ушами. Сзади волосы убирались в пучки. На всех формах причесок лежала печать кокетства и французского изящества. Многие годы прически не менялись. Разнообразие составляли локоны, которые завивались различно – то кольцеобразно, то в трубочки или штопорами.

Для всех причесок этого времени характерно одно: приподнятые, собранные вверх волосы, наличие маленькой челки из мелких колечек, боковые локоны и пучок на макушке. Эта прическа была настолько популярна, что продолжала существовать и во второй половине XVII века. Позднее она несколько удлинилась и вновь вошла в историю европейских причесок в 40-е годы XIX века под названием “английской”.

Пуритане вели активную борьбу против роскоши и в области причесок; возможно, поэтому каркасные, конусообразные прически на париках времен королевы Елизаветы были заменены на более простые, на женственные и изящные. Во второй половине XVII века начинают носить прическу типа “фонтанж”, а также “Мария Манчини”. Обе прически были так же нарядны и изящны, как и французские. Элементы, из которых они выполнялись с большим мастерством, обильно украшались нитями жемчуга, наколками из кружев.

Женщины из буржуазного сословия, горожанки носили более скромные прически, но форма пучков наподобие голландских повторялась (рис. 67, 67а и 67б). Носили локоны над ушами в виде небольших пучков и челки, пучки из кос.

Головные уборы, украшения, косметика. В английском обществе в начале XVII века ощущается интерес к античности. Это проявляется в архитектуре, прикладном искусстве, костюме. Появляются разные ткани, новые отделки. И если в начале XVII века линии костюмов почти не изменились по сравнению с XVI веком, сохранив вычурность форм, возникших в конце столетия, в период царствования королевы Елизаветы, то с 20-х годов начинает ощущаться французская мода. Тонкий вкус, утонченность, изящество, противопоставление изысканности простоте, живописность характерны для костюмов этого времени. Модным становится белый цвет. Но новшества были встречены не всеми одинаково приветливо. В своей книге “Правда нашего времени” Генри Пичам писал: “. почему именно англичане так жаждут нового в моде и почему они сами ничего не могут выдумать? Этому и обязаны своим появлением резаный камзол, длинные, сужающиеся к колену штаны, усыпанные драгоценными камнями подвязки, свисающие до самых башмаков, раздушенные парики в качестве доказательства того, что отсутствие собственных волос может быть возмещено за деньги; все это и подобные им безумства были несвойственны нашим предкам” * .

* (Цит. по кн.: Мерцалова М. Н. История костюма. М., “Искусство”, 1972, с. 101.)

Головные уборы были разнообразными – каждый мужчина стремился носить шляпу оригинального фасона. Но отличие было в большинстве случаев только в величине полей и высоте тульи. Цвета шляп были разнообразны: носили черные, белые, коричневые, желтые шляпы, украшенные перьями, пряжками. Молодежь, следуя иностранной моде, украшала шляпы цветами. Часто размеры так увеличивались, что шляпа вполне могла заменить зонт. Шляпы делались из мягких и жестких материалов – фетра, сукна, шерсти, кожи, замши, велюра. Мелкие буржуа, ремесленники, крестьяне носили шапки и шляпы из более грубых, низкосортных материалов, скромно украшенные лентой или жгутом. Пуритане носили строгие, чопорные шляпы с высокой тульей.

Женские головные уборы по сравнению с XVI веком изменились мало. Носили чепцы и головные уборы гейбл, хоутс, капюшоны, маленькие бархатные плоские шапочки, расшитые шнурами, капоры, платки.

На улицу надевали поверх маленьких головных уборов шляпу больших размеров, получившую название “пуританской”. Аристократки носили большие фетровые мягкие шляпы со страусовыми перьями, чепцы из кружев наподобие популярного головного убора “а-ля Фонтанж”.

Женские головные уборы разделялись на праздничные и будничные. Так, шляпу с большими полями и со спускающимися страусовыми перьями носили только при наличии костюмов для прогулок, верховой езды, появляются шляпы-“амазонки”. Само название говорит о ее характере: это небольшая шляпа с отогнутыми маленькими полями, с лентой вокруг тульи и длинной вуалью. На ночь на прически надевали чепцы.

Украшения. Косметика. В начале XVII века украшений носили мало, но в конце правления лорда-протектора Оливера Кромвеля (1657-1659) распространяется мода на украшение причесок и шляп дорогими камнями. Появляются нити из серого и розового жемчуга, подвески из опала.

Французская мода на мушки пришла в 20-е годы и в Англию. Несмотря на все протесты блюстителей нравов, модницы накрепляли их на лицо в большом количестве. В высшем обществе было принято употреблять белила и румяна, ароматические масла и духи, пудру и помады.

Обычаи того времени требовали от женщин прикрывать лицо при выходе на улицу, поэтому стали носить бархатные или шелковые черные маски. Формы масок были различны. Некоторые крепились при помощи крючков за ушами, другие напоминали веера – придерживались при помощи ручки. Маска защищала от солнца, ветра, дождя.

Прически Голландии

Общая характеристика

Расцвет абсолютизма в XVII веке не смог затормозить развитие нового класса – буржуазии, зародившегося в феодальном обществе. Победившая буржуазная революция в Северных Нидерландах привела к образованию из мелких разрозненных провинций единого государства, названного Голландией по наименованию наиболее крупной провинции. Ранее европейские страны не знали такого вида управления. Крупная буржуазия, возглавив массы народа, сумела захватить власть в свои руки и свергнуть господство испанского абсолютизма и мучительное угнетение католической церкви. Страна, освобожденная от иноземного рабства, стала быстро развиваться и вскоре стала “. образцовой капиталистической страной XVII столетия” * . Быстро развивавшиеся судостроение, текстильная промышленность приносили буржуазии большие доходы. Но они не шли ни в какое сравнение с барышами, которые давала посредническая торговля. Несмотря на внешнее благополучие, классовая борьба продолжала обостряться; крестьяне, мелкие ремесленники разорялись. Но она еще не проявилась так сильно благодаря общности национальных интересов, победе освободительного движения в борьбе против испанских захватчиков. Голландская культура, освободившись от плена католицизма, создает шедевры реалистического искусства.

* (Маркс К. Капитал.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 761.)

Отдельные виды искусства, в особенности живопись, достигают небывалого расцвета. Имена Яна Стена, Мейнарда Хоббема, Якоба ван Рейсдаля, Франца Хальса, Рембрандта Харменса ван Рейна, Адриана ван Остаде, Питера Пауля Рубенса известны всему миру. Художники изображали окружающую действительность в реалистической манере.

Портреты Франца Хальса, Герарда Терборха Рубена достаточно полно передают облик современников.

Основные виды и формы причесок

Мужчины-буржуа носили слегка завитые волосы, спускающиеся до плеч. Некоторые предпочитали “пейзанские” прически или короткие стрижки. Прическу дополняли небольшие бородки остроконечной или полукруглой формы и небольшие усы с торчащими концами. Крестьяне носили более длинные прически и большие бороды. Цирюльники пользовались большой любовью населения – ни один город не обходился без их лавочек и бань.

Женщины носили скромные прически с пучками из кос, уложенными на затылке. На висках завивали один или два небольших локона. Прически почти всегда закрывались красивыми, изящными белыми чепцами, форма которых видоизменялась. В прическах не было перегруженности и излишней замысловатости. Женщины всех слоев сохраняли свои старинные национальные прически. На портрете Терборха изображены дамы в прическах из волос, завитых в локоны. Пучки укладывались высоко на макушке, укрепляли их шпильками, гребнями.

Головные уборы, украшения, косметика

В начале XVII века, в 20-30-е годы, мужские костюмы сохранили старые формы. Только позднее они начинают испытывать французское влияние. Простота форм является характерной чертой голландского костюма. Отсутствие изысканных линий, мягкая фактура, преобладание темных тонов отличали костюмы Голландии от английских или французских.

Женские костюмы некоторое время испытывали и влияние чужеземцев, но со второй половины XVII века появляются костюмы, ставшие позднее “классическими”, исчезают элементы испанского и французского костюмов. Начинают преобладать упрощенные формы, создающие ощущение единого целого.

Из головных уборов голландцы носили невысокие шляпы с широкими полями – тулью украшали лентой темного цвета, бареты с пряжкой на боку, небольшие войлочные или фетровые колпаки. Буржуа предпочитали шляпы остроконечной формы, с небольшими круглыми полями. Солдаты носили шлемы и головные уборы из кожи, замши.

Женщины надевали всюду небольшие изящные чепцы, которые увековечены на полотнах голландских мастеров живописи. Чепцы органично сочетаются со всем обликом скромной голландской женщины. Иногда дамы надевали маленькие шапочки, поверх которых водружали плоскую шляпу с большими полями. На улицу поверх чепцов из тонкого полотна набрасывали шерстяное покрывало. Носили вуали, шарфы.

Косметика не была распространена. Возможно, она считалась одним из проявлений ненавистного испанского владычества, так как ею увлекались чопорные испанские гранды.

Вопросы и задания

1. Какие события происходили в XVII веке во Франции? Расскажите о прическах населения. Зарисуйте их.

2. Эстетический идеал этого времени. Расскажите о влиянии стиля барокко на прически.

3. Расскажите о прическах на париках.

4. Кто диктовал моды в области костюма и прически; какие черты были общими для английских, французских и голландских причесок?

5. Назовите скульпторов, художников этого периода, их произведения.

6. Какие произведения, пьесы могут быть оформлены прическами, с которыми вы познакомились?

7. Назовите театральные постановки, кинофильмы, которые отражают быт и нравы Франции XVII века.

Дополнительная литература

История зарубежного искусства. Под ред. М. Т. Кузьминой, Н. Л. Мальцевой. Учебник для средних худож. учебных заведений. M., “Искусство”, 1971.

Мерцалова М. Н. История костюма. М., “Искусство”, 1972.

Захаржевская Р. В. Костюм для сцены. М., “Сов. Россия”, 1967.

Киреева Е. В. История костюма. М., “Просвещение”, 1976.

Школьников С. П. Прически, головные уборы и украшения для сцены. Минск, “Высшая школа”, 1975.

Обещанная статья про прически

Как и обещала, выкладываю статью из нашей с b_a_n_s_h_e_e книги (которая когда-нибудь. ), опубликованную недавно в журнале Loras целиком.

У же на просушенные волосы наносили немного помады для волос, чтобы смазать сухую кожу и предотвратить появление перхоти. Для начала голову следовало как следует вымыть, затем нанести на кожу головы тонкий слой помады и хорошенько втереть. Помаду ни в коем случае не следовало использовать, если она прогоркла или испортилась.

Мораль становилась жестче, от женщин требовалось больше самоконтроля, строгие правила охватывали все тело. От волос, которые так и норовят выбиться из прически, тоже ожидали хорошего поведения. В викторианской Англии носить распущенные волосы позволялось только девочкам. Когда юная особа вступала в возраст невесты, юбки становились длиннее, а волосы разделяли прямым пробором и гладко зачесывали. Какую прическу выбрать зависело от вкуса барышни и общественного положения ее родителей.

Викторианские причёски и уход за волосами.

Уже на просушенные волосы наносили немного помады для волос, чтобы смазать сухую кожу и предотвратить появление перхоти. Для начала голову следовало как следует вымыть, затем нанести на кожу головы тонкий слой помады и хорошенько втереть. Помаду ни в коем случае не следовало использовать, если она прогоркла или испортилась.

Мораль становилась жестче, от женщин требовалось больше самоконтроля, строгие правила охватывали все тело. От волос, которые так и норовят выбиться из прически, тоже ожидали хорошего поведения. В викторианской Англии носить распущенные волосы позволялось только девочкам. Когда юная особа вступала в возраст невесты, юбки становились длиннее, а волосы разделяли прямым пробором и гладко зачесывали. Какую прическу выбрать зависело от вкуса барышни и общественного положения ее родителей.

Эталоны женской красоты в истории: 19 век (1800-1850 гг.)

Как правильно заметили в комментариях к предыдущему посту серии, модные тенденции от обзора к обзору меняются все быстрее. Если в более древние времена они приживались на года, десятилетия (а то и века!), то чем ближе рассказ движется к современности, тем больше материала приходится охватывать, и тем сложнее уместить в один пост все то, о чем хочется рассказать. Поэтому, надеюсь, вы с пониманием отнесетесь к тому, что последующие обзоры будут охватывать менее продолжительные временные рамки.

Это было небольшое вступление. А теперь самое время приступить к делу. Сегодня представляю вам первую из двух частей, посвященных 19 веку, которая охватывает период с 1800 по 1850 года. Но, чтобы понять логику развития моды начала века 19-го, нам придется немного вернуться назад и начать с окончания века 18-го.

В последние два десятилетия 18 в. совершается переход к классицизму. Его инициируют Англия, а позже и революционная Франция. В это время все чаще стали говорить об античности, и не только как о «старинных образцах», но и как образцах для современности. Этот конфликт между современностью и стремлением воскресить давно минувшее коснулся и моды. В 1780-1790 годах совершается логический переход всех склонных к классицизму тенденций к античности. В этот период и женская мода, также, как политика, живопись и скульптура, стремится к возвышенной простоте. На первых порах античность проникает в одежду окольными путями.

В 1734 году известная парижская балерина Салле выступила в балете «Пигмалион и Ариадна» в юбке без обручей. Она танцевала в легкой прозрачной юбке, присборенной по античному образцу. В Париже, где костюм рококо в то время достигает своей вершины, балерина была освистана. Зато в Англии её приняли очень горячо. Именно здесь постепенно подготавливается почва для нового стиля.

В 1793 году французский художник Жак-Луи Давид в качестве национального костюма героической Французской революции предлагает костюм в античных традициях. Эта попытка в мужской моде провалилась. Зато женская мода приняла культ античности почти безоговорочно.

Однако мода периода французской революции носила временный характер и была присуща лишь самой Франции. Послереволюционные же тенденции конца 18 — начала 19 века распространились уже и в других европейских странах. Тем не менее, история европейского костюма 19 века началась именно с революционных событий во Франции.

Французская буржуазная революция формально уничтожила классовое неравенство в одежде. Дворянская аристократическая мода уступила место моде буржуазной массовой.

Бурное развитие индустрии, в том числе легкой промышленности, позволяет наладить массовый выпуск одежды, обуви, аксессуаров. Использование швейной машины делает одежду более дешевой и доступной.

В 19 в. наступает “распад стилей” — частая смена направлений, вызывающая резкие изменения во внешнем облике человека. Мода становится чрезвычайно динамичной.

В короткую эпоху ампира идеал красоты — женщина греческого телосложения, но с достаточно широким тазом, с полной и крепкой грудью.

В эпоху романтизма в моду вошла невинность и худоба. Дамы интенсивно облачали себя в корсеты и кринолины.

Век хороших манер

Развитие капитализма дало многочисленному и все богатеющему классу капиталистов возможность позволять себе все те дорогостоящие удовольствия, которые раньше были доступны только верхушке финансовой аристократии и богатому придворному дворянству. Другими словами: в настоящее время десятки тысяч могут пользоваться тем, чем в эпоху абсолютизма пользовалось лишь несколько десятков или, в лучшем случае, лишь несколько сотен людей. Вместе с возможностью всем наслаждаться сызнова зарождается у многих тысяч людей во всех странах и потребность отдаваться самому рафинированному разврату.

Однако она довольно быстро сменяется на чопорность и внешнее неприятие проявлений чувственности. В период между 1820 и 1830 гг. преимущественно в Англии обозначился перелом, знаменовавший собой конец шалостей буржуазного общества.

Перелом был такой основательный, что на первый взгляд может показаться, будто опять наступил совершенно новый период. Кумиром нового времени становятся приличие и респектабельность. Все слишком смелое, неординарное, нарушающее эти требования немедленно изгоняется из общества. Соблюдение внешних приличий, “хороший тон” превращаются в важнейший закон частной и общественной жизни. На самом деле, однако, содержание изменилось лишь настолько, насколько того требовал новый костюм. Люди просто надели новый фрак — фрак солидного почтенного обывателя, и этот фрак отныне должен был носить каждый, кто хотел считаться членом порядочного общества. Во Франции и Германии этот перелом не так бросался в глаза, хотя и был не менее основательным.

«Соблюдайте внешние приличия» — так гласил закон буржуазного общества, которому все и каждый должны были подчиняться. И не только чтобы удостоиться всеобщего уважения, а просто чтобы вообще быть терпимыми в среде так называемого «хорошего общества». Нарушение законов внешнего приличия карается безжалостным изгнанием из общества, в особенности если виновница — женщина.

Кардинально меняется в целом отношение к женщине. Галантный век уходит в прошлое, песочные часы переворачиваются. Буржуазная нравственность провозглашает своим кредо “ненависть к пороку и уважение к добродетели”.

Главная сущность внешнего приличия — возможно более решительное исключение из публичного поведения всего полового. Люди стали как будто бесполыми. Они не ведут себя, как влюбленные, они не говорят о любви — то есть по крайней мере громко, — они не видят, когда другие ведут себя, как влюбленные. Такое поведение принято называть корректным. Другая характерная черта приличного поведения — стремление избегать в разговоре таких выражений, которые не только содержат, но даже только могут содержать намек на половые отношения. Избегаются и серьезные разговоры о половых вопросах. Говорить об этом с женщиной считается прямо бестактным. Порядочная женщина о таких вещах ничего не знает.

Строго возбраняется точно обозначать те части женского тела и женского костюма, которые действуют эротически возбуждающе. Обо всем этом позволено говорить лишь с «деликатными» намеками. У женщины нет ни бедер, ни икр, есть только ноги. Груди именуются грудью, в крайнем случае допускается слово «бюст». Задняя часть тела совсем не существует. Корсет называется лифчиком. Нижняя юбка именуется благородно и прилично «жюпоном».

Появляется скрупулезная регламентация поведения, предназначенная для охраны нравственности женщин, особенно молодых девушек. Внешнее приличие требует строго избегать всех тех случаев, которые могли бы благоприятствовать соблазну. Неприлично, если молодой человек и молодая девушка остаются одни в комнате; одинокая женщина, раз она дорожит своей честью, никогда не будет принимать у себя мужчин; ни одна девушка, ни одна порядочная женщина не выйдет вечером одна на улицу. Общаться с мужчинами порядочной женщине вообще разрешается только в присутствии посторонних лиц.

Дама, идущая по улице, желательно не должна оборачиваться ни назад, ни в сторону, а идти лучше всего с опущенными вниз глазами, не слишком быстро, не слишком медленно, иначе можно подумать, что она приглашает мужчин познакомиться с ней. Порядочная женщина обязана избегать на улице поднимать юбки. Только проститутки показывают ноги. Если мода и разрешает даме делать большой вырез в бальном платье, то дома показаться постороннему в неглиже, хотя бы и самом скромном, ей строжайшим образом воспрещено и т. д.

Искусство, театр, литература также должны соответствовать этой новой морали. “Приличные люди всегда одеты”, нагота исчезает из обихода. Она — бесстыдство. Приличные люди знают только одетого человека.

Нарушающие эти правила приличия подвергаются безжалостному гонению.

Все это носит, как уже сказано, международный характер, но нигде это не процветает так пышно, как в Англии.

В своем окончательном виде буржуазный идеал красоты диаметрально противоположен идеалу абсолютизма. Он должен был находиться в таком же резком противоречии с последним, в каком некогда идеал красоты Ренессанса находился со средневековым идеалом красоты.

Можно сказать не преувеличивая, что на первых порах некрасивым демонстративно считалось то, что идеализировала и чему поклонялась эпоха абсолютизма. И это касается не только человека, но и вообще всех сторон жизни. По той же причине была предана всеобщему презрению господствовавшая до той поры идеология красоты.Особенно отрицательно относились к рококо с его воздушными и нежными линиями.

И хотя новая эпоха уже полноценно вступила в свои права, развитие капитализма снова сделало женщину предметом роскоши для мужчины господствующего класса, и притом, что вполне естественно, наиболее драгоценным предметом роскоши. Потребность имущих классов видеть в женщине снова не более как лакомый кусочек находила себе опору в фактически не изменившемся общественном положении женщины. Победа буржуазного порядка над идеями абсолютизма сделала женщину только в теории равноправным человеком. На самом же деле она находилась в такой же зависимости от мужчины, как и прежде. Женщина в буржуазном обществе 19 века — своеобразная витрина финансовых и карьерных успехов своего мужа.

Костюм и украшения

Костюм 19 в. — продукт буржуазной эпохи. Для его развития характерны определенные закономерности. Одна из главных — завершение формирования единого гражданского костюма. Исчезают принудительно установленные отличия, определяющие социальный статус, выделяющие те или иные социальные группы. Гражданское платье унифицируется, становится единым для всех (по крайней мере для обеспеченных слоев). Мода из привилегии высшего сословия превращается в социальный механизм, регулирующий поведение значительной части городского населения.

Влияние античности на костюм эпохи Французской революции более всего сказалось на женской одежде. Идеал Европы начала 19 века — эстетика естественных форм, красота человеческого тела. Женщины, подражая одеяниям времен античности, создают новый вид одежды — шемиз, или тунику. В принципе это рубашка из муслина или тонкого льняного полотна с большим декольте и короткими рукавами, пояс завязан под грудью.

К шемизу полагаются греческие сандалии, прически с греческим узлом или короткими локонами. Такая одежда не требует больших затрат, так как главное в ней — новый покрой одежды.

Основной костюм до 1810 г. состоял из гладкого короткого лифа с узкой спинкой, низким вырезом на вечерних платьях или закрытым для дневных. Рукава были гладкими или с буфами. Юбка, присобранная сзади и слегка спереди, если вообще собиралась, падала прямо до подъема ступни или до земли. Вечерние туалеты имели шлейф, некоторые модели снабжались туниками или накидками.

Часто представляемый образ женщины 1800-1805 гг. в облегающих платьям из просвечивающих материалов, под которыми угадывается трико, в действительности относился лишь к некоторым наиболее прогрессивным женщинам, преимущественно в Париже.

Мягкие муслиновые платья 1800-х гг., облегающие тело, сделали излишними любые предметы нижнего белья, которые могли бы испортить естественную линию. Многие женщины с хорошими фигурами отказались от корсетов. Менее удачливые все же нуждались в каких-либо подтягивающих средствах под платьями.

Многие платья простого покроя начала 19 века имели хлопчатобумажную подкладку с двумя отдельными частями, которые перекрещивались и скреплялись под грудью, чтобы приподнимать ее как бюстгальтер. Если была необходимость в более эффективных мерах по улучшению линий фигуры, то использовали корсеты с китовым усом.

Сперва в женской одежде доминировал белый цвет, пастельные тона добавлялись в виде поясов или лент в волосах. Позже стали использовать более яркие цвета: красный, зеленый, сиреневый или синий. Легкие ткани были обычно светлыми: розовыми, голубыми, зеленоватыми или бледно-лиловыми, а более яркие и темные цвета — коричневый, бутылочно-зеленый или фиолетовый были оставлены для более тяжелых тканей.

Его отличает помпезность и одновременно сухость, утрачивается былая легкость и пластичность классицизма. Костюм становится тяжелым, перегруженным отделкой. Этот стиль напоминает классицизм предшествующих лет, так как внешние формы он заимствовал из античности. Но теперь уже идеалом является не строгое и изящное греческое искусство, а тяжеловесное и пышное римское. Идея мирового господства римлян была близка наполеоновской захватнической политике.

Основу костюма составляет все тот же шмиз — длинное узкое прямое платье с коротким отрезным лифом (под грудью или несколько ниже).

Форма платья строго прямоугольная, линии вытянутые, и женская фигура напоминает высокую, стройную колонну. Фасонов могло быть много, но силуэт — только один, и он сохранялся с теми или иными модификациями вплоть до конца 20-х годов. Такой покрой требует стройной фигуры, и потому вновь начинают носить корсеты. Ампир предпочитает белый цвет, и большинство женщин одеты в белое. Ткань богато украшена вышивкой. Около 1801 года в украшении платья еще преобладает греческий орнамент, а к 1804 году — этрусский и египетский. В этом же году исчезает шлейф, а в последующие годы на украшение шмиза начал основательно влиять готический орнамент.

Излюбленная деталь женского костюма — шали: прямоугольные, квадратные и треугольные; большие и малые; цветные и белые; с рисунком и с каймой — разнообразие было бесконечным. Шаль выделяется ярким декоративным пятном, изысканной драпировкой, и одновременно служит верхней одеждой. В том же качестве используют мантильи, пелерины, короткие спенсеры. Обязательным элементом костюма являлись перчатки или митенки — длинные, до локтя. Карманов не было, потому постоянным дополнением к платью становятся сумочки — ридикюли, помпадур. Они мягкие, имеют форму мешочка или кисета, шьются из ткани. В моде туфли без каблуков.

Под влиянием двора Наполеона атлас и бархат вернули свои позиции среди женских вечерних платьев и бальных туалетов, часто в комбинации с очень тонким муслином или газом поверх шелка.

Центром индустриальной революции с конца 18 века была Англия. Начиная с 1785 по 1850 год производство тканей в стране выросло более чем в 50 раз, а их цена при этом уменьшилась в 5,5 раз. Парижские фабриканты, дабы не разориться, даже ставили на своих товарах метку Made in England. В этих предпочтениях таился большой урон для французской экономики. В 1806 году Наполеон пишет губернатору Парижа: «Пусть ваши жены остерегаются попадаться мне на глаза в платьях английских тканей».

В итоге во французском Сент-Клементе стали производить льняные и муслиновые ткани такого качества, что позавидовали бы и англичане. Из Валанса поступали легчайший батист, прозрачный тюль и, главное, тонкое кружево, рисунки и технику производства которого пытались многие скопировать, но безрезультатно. Французский текстиль, прославившийся вскоре на весь мир, завоевал прочную славу.

Вместе с Наполеоном вернулись драгоценности, которые до этого редко носили в повседневной жизни: женщины были увенчаны блестящими ожерельями, серьгами, диадемами в греческом стиле, браслетами.

Также благодаря Наполеону в моду вошел один элемент одежды иностранного происхождения — шаль из шерсти диких кашмирских коз. Тонкая, легкая, она хорошо защищала от холода декольтированные плечи дам. Во времена Египетской военной кампании Наполеон прислал такие шали первой жене Жозефине Богарне. Позже она стала настолько горячей их поклонницей, что приобрела для своего гардероба около 400 шалей.

Вообще Жозефина, как и положено супруге императора, была образцом для подражания французских модниц. Сам же император потворствовал подобным капризам супруги, вплоть до того, что заказал для нее наряд, в котором соединялись цвета всех покорившихся его власти королевств. О том, что супруге императора нужен малейших повод для покупки нового платья или украшения, а коридоры ее покоев постоянно ломятся от модисток, ювелиров, портных, ходили анекдоты.

Реставрация (1815-1820 гг.)

Новым техническим изобретениям и размаху торгового предпринимательства того времени прежняя мода, обращенная в прошлое, уже не соответствовала. И уже около 1813 года наблюдаются признаки отступления от этой моды. В это время умирает основательница и представительница моды последней четверти XVIII века Роз Бертэн. Её смерть была символична в том смысле, что совпала с изменениями основных частей мужской и женской одежды. Так, кашемировая шаль, прежде прямоугольной формы, сменяется четырехугольной турецкой шалью. А с 1815 года изменяется и шмиз —теперь он «обрастает» разными воротничками, рюшками, воланами и ленточками эн дан де лю (en dent deloup).

С падением Наполеона в 1815 году в моде кончается целая эпоха. В это время она прощается и с белым цветом — до этого времени самым излюбленным в великосветском обществе: как бальные платья, так и дорожные туалеты были белого цвета. Теперь для торжественных случаев он становится совершенно неподходящим.

Мадам де Шателле в романе Стендаля «Люсьен Левен» говорит: «Что значит это белое платье? Неужели в таком виде мы покажемся на таком торжестве?» Простые белые платья стали редкостью. Теперь они — либо признак излишней скромности, либо чрезмерного целомудрия; они стали признаком бедности и «подходили» только для барышень из обедневших дворянских родов, которым не хватало доходов для того, чтобы идти в ногу с современной модой.

В 20-х годах происходит постепенный переход к новому стилю. В искусстве родилось новое направление — романтизм. Франция по-прежнему диктовала моду в женской одежде, а Париж был культурным центром Европы. Названия всех стилей в костюме звучали по-французски. Романтизм, однако, характерен более для литературы, искусства, стиля поведения и гораздо в меньшей степени — для костюма. История же костюма по стилистическим признакам делится со второй четверти 19 века на два периода: бидермейер (1825-1840 гг.) и период фешенеблей (1840-1850 гг.).

Полноценный расцвет романтизма приходится на 30-е годы. Коренным образом меняется силуэт и пропорции женского платья. Главная линия в нем — горизонтальная. Талия туго стягивается корсетом (рюмочкой), и контрастно противопоставляется широким рукавам и юбке. Возвращается декольте или его имитация в дневном платье. В качестве нового элемента одежды появляется блуза, которая привела к большому разнообразию внешнего облика женщин.

Плечи удлиняются, плавно переходя в пышные рукава, и потому выглядят покатыми и хрупкими, а талия на контрасте — еще тоньше. Рукава бывали так велики, что их соответствующий «вздутый вид» необходимо было поддерживать китовым усом. Сначала рукав расширяется от плеча до локтя, а потом — от локтя к запястью. Неумеренно широкие рукава, весьма неудобные, были мишенью для многих острот и карикатур того времени. Неудивительно, что в дальнейшем им были даны такие характерные названия, как «ветчиннообразные», «пагодообразные», «бараний окорок» и т. д.

Длина платья укорачивается, и потому фигура кажется неустойчивой, как бы колеблемой ветром, тем более что вновь вернулись каблуки. Воздушность облика соответствует романтическому духу, ее специально создают особыми приемами: это семенящая походка, некоторая томность и манерность, привычка склонять на бок голову.

После 1820 г. корсеты стали неотъемлемой и важной деталью туалета 19 века. Новые корсеты, сшитые обычно из хлопчатобумажной ткани саржевого переплетения, подчеркнули округлые плавные линии бюста и бедер и узкую талию при помощи тщательно подогнанных клиньев. В 1830 г. французы запатентовали тканый корсет, сделанный на станке: имевший небольшое количество косточек и не имевший клиньев, он стал очень популярен и продержался до конца века.

Одежда подлежала строгой дифференциации в соответствии со своим функциональным предназначением. Для разного времени дня и целей она была различна. Утром женщина надевала распашное домашнее платье (домашнее неглиже — капот, пеньюар). Принимали визиты в скромном наряде — в приемном неглиже, а отдавали их в строгом костюме (платье и пелерина, манто, шаль). Выезжают на обед в нарядном туалете. И наконец, на бал отправляются в нарядном бальном платье, к которому полагались короткие перчатки, веер, шарф. Для ряда случаев предусмотрены специальные виды одежды. Для верховых прогулок, завоевавших широкую популярность, надевали амазонку, которая приобретает со временем особый асимметричный покрой, а под нее — мужские брюки и сапоги, на голову — цилиндр с вуалью.

Новый силуэт исключает из дамского гардероба пальто. В зимний период пальто заменяется пальто-образными платьями из толстых шерстяных тканей, конечно, без декольте. Поверх платья надевали только широкие пелерины или все еще популярные шали, а также большие квадратные платки либо меховые боа. Как на модный элемент обращают теперь внимание и на ботинок, ибо немного сократилась длина юбки, и он стал виден. Еще продолжают носить плоские, низкие туфли, но уже появляется дамская обувь по щиколотку, шнурованная, на более высоком каблуке и с тупым носком. Туфли делаются не только из кожи, но и из шелковых тканей. Меньше находят применение чулки, они по большей части белые, но иногда бывают и светло пастельных тонов.

В 1840-е гг. женские платья стали еще длиннее — из-под юбки теперь виден только кончик туфли. Талия чуть занизилась, в моду вошел узкий закрытый лиф, иногда с отложным воротничком. В бальных платьях появилось широкое декольте, почти обнажающее плечи. Вырезы обрамлялись «бертой» — накладной лентой или оборкой из ткани или кружева.

Рукава платьев могли быть разными — длинными или короткими, но всегда узкими у плеча. Юбка сосбаривалась на боках и падала свободными мягкими складками. Под платье надевали несколько (иногда до восьми!) накрахмаленных нижних юбок.

Одежда для улицы состояла из двух платьев: нижнего глухого и верхнего распашного, украшенного позументами или рюшами. Новым типом одежды стала короткая бархатная кофта с закругленными полами и меховой опушкой.

Женщины-горожанки из бедных семей носят платья, имеющие тот же силуэт и покрой, отличающиеся от одежды богачей только своей дешевизной и простотой. Их костюм имеет характерные детали — чепец, фартук, косынку.

Для бедняков описанной „высокой“ моды не существовало, но люди со скромными средствами старались следовать модным тенденциям как могли: изучали модные журналы, использовали свои навыки и более дешевые материалы в изготовлении одежды.

Тенденция перехода к новому стилю, который считается типично викторианской одеждой, появилась в конце 1830-х и установилась в 1840-х: тесно прилегающий лиф с косточками и с мысом на талии, очень низко вшитые рукава и длинная, необъятной ширины юбка в форме полумесяца и многочисленных нижних юбок.

В силе оставалось правило, по которому молодые девушки должны были одеваться значительно скромнее замужних дам. Домашние платья практически ничем не отличались от выходных, в то время и дома было принято быть хорошо одетой. Облегающие лифы домашних платьев сзади застегивали на крючки и шили с небольшим вырезом. Юбки платьев удлинились и расширились в подоле. Их практически не отделывали, оставляли гладкими. Рукава дневных платьев стали делать узкими и длинными, с белыми манжетами или нарукавниками у кисти. На декольте надевали канзу или шемизетки, отделанные рюшем. Особо модным считались белые вставки на цветных и темных платьях. Юбки 40-х гг. отличались от юбок предыдущего десятилетия длиной до полу, мягкими складками на уровне бедер. Рекомендовано, чтобы подол платья был в 5 раз шире верха юбки. К концу 40-х гг. гладкие юбки сменились отделанными воланами, кружевом, плетеным шнуром — аграмантом, фестонами, широкими оборками — фалбалами. Всего на юбках могло быть до 20 оборок и воланов.

В 30-е гг. пояса платьев было модно застегивать на пряжки и броши — эмалевые, золотые и с камнями. Брошами закалывали также косынки из кисеи, вышитые гладью, концы которых сходились у пояса. Визитные платья дополняли фероньерки с драгоценным камнем, жемчужные серьги, золотые и бархатные браслеты с камнями. В моде были большие серьги, браслеты и перстни. В середине 30-х гг. были модны кораллы и гранаты, миниатюрные мозаики, мода на которые пришла из Италии. В 40-е гг. с дневными платьями носили очень мало украшений. В моде были скромные черепаховые кольца, медальоны с миниатюрами на шее. Эти скромные украшения делали из эмали, агата, черепахи и бирюзы. На полудлинные перчатки надевали парные украшения. Популярным был и бисер. Для дневного туалета были пригодны золото с чернью, эмаль, бархатные браслеты, полудрагоценные камни.

В 30-е гг. бальные туалеты шили из атласа, крепа, розового, голубого, салатного и сиреневого цветов, тафты, бархата и муара темных тонов. Светлые платья отделывали блондой и страусовыми перьями, темные — золотой блондой, боа, бархатными эполетами и светлыми газовыми рукавами, драпированными лифами, бантами на плечах. Юбки украшали бантами, оборками и гирляндами мелких цветов. Те же цветы были и в волосах. Длинные прозрачные рукава пришивали сверх основного рукава из плотной ткани.

К 1845 году корсет удлинился настолько, что возник классический V-силуэт, дополняемый широкими рукавами. В результате модницы с трудом могли двигать руками, а их возможность передвижения была серьезно ограничена. Беспомощность и зависимость от мужчины делали дам викторианской эпохи еще более привлекательными в глазах их кавалеров. Цветовая гамма стала более приглушенной, на первый план вышли небольшие детали, которые позволяли коренным образом изменять внешний вид. Женская скромность подчеркивалась и белыми шарфиками вокруг шеи, а также белыми подрукавниками — «engageantes».

Верхняя юбка постепенно утратила свою былую круглую форму, став гораздо шире и приняв вид колокола. Шире всего (до 180 см) она станет в 1850-е годы, когда дамский костюм будет немыслим без новомодного веяния – кринолина, придуманного знаменитым модельером Ч.Ф.Уортом. К 1850 году окружность юбки по кромке могла составлять 10 метров или больше, если она была сшита из легкой ткани. Есть мнение, что в Викторианскую эпоху, когда в чести были высокая нравственность и манеры, широкие юбки позволяли соблюдать предписанную дистанцию между дамами и кавалерами

У него действительно были свои минусы. Прежде всего, представьте, как в таком широком платье можно пройти в дверь, сесть в экипаж. Вторая проблема заключалась в легкости. Умение правильно садиться в кринолине было непростым, но обязательным, если девушка не хотела опозориться при всем честном народе. Порыв ветра мог оголить лодыжки или — не дай бог! — колени обладательницы. А уж если она падала, юбка вообще могла задраться непозволительно. В связи с этим дамы начали носить длинные панталоны. Они были придуманы гораздо раньше, но до эпохи кринолина их считали неприличными и слишком „мужскими“ на вид.

Волосы и прически

Пудра полностью вышла из употребления. Головные уборы стали меньшего размера, но обычно женщины их не носили. Прическа с беспорядочной копной завитков на лбу продержалась недолго после 1800 г.

В период наполеоновской империи головные уборы часто менялись, но основным был фасон «кибитка» — глубокие шляпы с прямыми полями, закрывавшими в профиль почти все лицо.

В 1812-1814 гг. в моду вошли шляпы, напоминавшие военный кивер; на балах появляются дамы в тюрбанах из кисеи.

К 1815 году повсеместно был принят прямой пробор (оставался в моде до 1860-х). Декольте акцентирует внимание на шее и голове и потому в обиход опять входят высокие прически. Волосы туго стягивают, разделяют пробором, выпускают на виски букли и локоны. Оставив гладкий затылок, на макушке их старались поднять как можно выше, сооружая пучки, волосяные петли и банты. Для таких причесок использовались накладные букли и косы, каркасы, они украшались цветами, лентами, бантами.

Затем с 1825 по 1835 гг. прически стали более сложными и изысканными. Группы локонов располагались над висками, остальные волосы укладывались петлями и гроздьями на макушке. Прическа из накладных кос, навитых на каркас из проволоки одной или двумя петлями, называлась „узел Аполлона“. Прическа украшалась искусственными цветами, лентами и перьями, особенно по вечерам.

Из-за высокой прически женские шляпы стали делать с высокой тульей и широкими полями (шляпа-«шутэ»). Шляпы украшают перьями, лентами, цветами. Модным женским головным убором был большой берет.

В 40-е годы женская прическа снова упростилась. В моду входят длинные “английские” локоны, гладкие прически с боковыми бандо. Волосы спереди приглаживались от прямого побора к вискам и укладывались длинными локонами или гладкими петлями поверх ушей или опускались вниз на щеки, иногда их, заплетали в косы и укладывали назад, обнажая уши.

Головные уборы в этот период были разнообразны, но чаще всего женщины носили небольшие шляпы-«кибитки».

В Англии в ранневикторианский период широкие шляпы потеряли свое былое очарование, сменившись дамскими чепчиками. Столь резкое изменение пропорций головы не могло не повлиять на весь женский костюм. В моду также вошли романтичные прически из двух локонов, которые как бы окружали голову с двух сторон.

Бальная прическа представляла собой прямой пробор и взбитые локоны по бокам. В центре прически делалось высокое нагромождение лент на каркасе. В другом варианте волосы спереди взбивались, сзади гладко зачесывались наверх, косу укладывали корзинкой и украшали бантами. Бант в прическе был обычно одного цвета с поясом платья. В 30-е гг. в нарядной прическе непременно носили белые или цветные (в цвет платья) эспри со страусовыми перьями и перьями марабу, райскую птичку, венки из цветов, колосья из листьев.

К концу 40-х гг. стало модным с бальными прическами носить наколки из кружева, лент и мелких цветов. Наколки закрывали пучки, и концы могли спускаться до плеч. Наколки носили те женщины, у которых отсутствовали английские локоны. В 40-е гг. также модно было нарядную прическу украшать большими гребнями сзади, шпильками, усыпанными драгоценными камнями и жемчугом. На большие гребни набрасывали вуаль.

Использование косметики

1800-ые годы внесли значительные изменения в понятие красоты – стала цениться естественность. К примеру, в Англии времён Викторианской эпохи остро осуждался чрезмерный макияж, более того, обильное использование косметики считалось уделом куртизанок. Вместо помады и румян женщинам предлагали перед выходом в общество покусывать губы и немного пощипать щеки.

Но всё же косметикой пользовались, большинство средств в то время производили во Франции: пудры, основы и воски, содержащие в основном светлые, «естественные» оттенки. Вместе с тем активно рекламируются в модных журналах средства для снятия макияжа. Востребованными становятся омолаживающие препараты и кремы от морщин. Были и более радикальные способы ухода за кожей, к примеру, женщинам, чтобы избавиться от возрастных изменений кожи, предлагали спать с маской на лице из сырой говядины. С увеличением ассортимента доступных косметических продуктов появляются специальные наборы туалетных принадлежностей. Они отличались изысканным оформлением с росписью яркими красками, зачастую были сделаны из серебра. В подобные наборы входило нередко 30, а то и больше предметов.

Несмотря на то, что медицинская наука активно развивалась, от опасных препаратов ещё не отказались. Оставалась востребованной косметика, содержащая оксид цинка, ртуть, свинец. Но существовали всё же и более натуральные средства. Например, несколько видов туалетной воды для умывания. Так, сок полдюжины лимонов следовало смешать с коровьим молоком и квасцами, полученное средство нужно было втирать в лицо на ночь. В результате кожа приобретала изумительный блеск. Альтернативой этого продукта была настойка пшеничных отрубей на уксусе. Для очищения пор на коже эффективной считалась смесь розовой и укропной воды в равном соотношении.

Бегеновое масло, получаемое из орехов дерева Moringa nux behen Dess, использовалось для того, чтобы сделать кожу мягкой, оно также эффективно лечило ожоги, потрескавшиеся губы. Смесь этого масла с уксусом и селитрой хорошо снимала зуд и устраняла прыщи.

Масло какао в 19 веке рекламировалось в качестве самой естественной и качественной помады. Оно идеально подходит для сухой кожи. Француженки ухитрялись смешивать его с бегеновым маслом, ведь полученный продукт дольше оставался мягким и податливым.

Чтобы волосы не седели, использовали смесь из 120 г кожицы серого ореха, которые настаивали на 1 литре воды с 15 г купороса. Наносить такой раствор на волосы следовало мягкой щёткой каждые 2-3 дня.

Морщины устраняли с помощью 30 г белого воска, 40 г сока луковицы лилий, 50 г мёда, 2 капель розового масла. Наносили такую маску два раза в день.

Это время полностью изменило мир косметики. Прежде всего, этому способствовал настоящий бум химический открытий. Едва ли не каждый год учёные создавали новое средство, означавшее очередной прорыв на рынке. К примеру, именно в данный период были изучены возможности использования перекиси водорода в косметических целях, оксид цинка стал использоваться в пудрах. Появляется усовершенствованный крем для тела с новыми ингредиентами – вазелином и минеральными маслами, ланолином (восковое вещество, которое собирают с шерсти овец или других животных). Благодаря достижениям в области физики, впервые заговорили о солнцезащитных препаратах. Сперва учёные считали, что солнечные ожоги провоцировала жара. Но в 1801 году Иоганн Вильгельм Риттер из Германии обнаружил ультрафиолетовое излучение. В 1820 англичанин Эдвард Хоум бился над вопросом, почему люди со смуглой кожей более устойчивы к ультрафиолету, чем со светлой. Проведя несколько опытов, он убедился в наличии у человека особого пигмента – меланина, который защищал кожу от воздействия солнца.

Промышленная революция и использование паровых машин не только увеличило количество создаваемых продуктов, но и сделали их более доступными. Именно в 19 столетии во всём мире стали появляться полноценные компании и торговые марки, специализирующиеся на косметике, парфюмерии и средствах гигиены.

К примеру, в 1834 году, когда юноше Юджину Риммелю исполнилось 14, отец открыл собственный торговый дом. А десять лет спустя Юджин стал президентом молодой компании. В середине XIX века Rimmel представила на суд общественности несколько инновационных разработок.

«Vinaigre de toilette» (туалетный уксус) фактически представлял собой туалетную воду в современном смысле этого слова. Однако, по задумке парфюмера, «уксус» должен был выполнять функцию ароматизированного тоника – очищать и смягчать кожу.

Позже мсье Риммель предложил искушенной британской публике жидкость для ополаскивания рта, а флакончики с духами снабдил удобным пульверизатором.

Не забывал Юджин и о декоративной косметике. Именно благодаря ему в наших косметичках появилась ароматизированная помада. Кроме того, он первым стал выпускать тушь для ресниц на основе угля и вазелина. Однако новинка не сразу нашла отклик в сердцах барышень. Дамы активно подводили глаза, однако красить ресницы пока не решались.

Волшебники парижской моды / А. Латур

Иллюстрированная энциклопедия моды / Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М.

История в костюмах / Блейз А.

История костюма 1200-2000 / Джоан Нанн

История. Культура. Повседневность / Козьякова М.И.

История нравов / Э.Фукс

Мода: всемирная история / Марни Фогг

Мода и модельеры / М.Шинкарук, Т.Евсеева, О.Леспяк

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here