История костюма и прически

Исторический раздел

История развития прически и костюма

История возникновения парикмахерского искусства начинается ещё с древних времён, ведь известно, что уже в V-IV веках до нашей эры уходу за волосами уделялось большое внимание.

Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского искусства новые формы, детали, силуэты причёсок, отражая национальные черты, сословную принадлежность, исторические события и индивидуальный вкус человека.

С начала причёски были очень просты, например, свободно лежащие волосы перевязывали ремешком или заплетали их в косы, а со временем, и так же с развитием общества причёски усложнялись, где применялись различные украшения, постиж.

Каждая эпоха вносила новые виды и формы причёсок, которые отличались друг от друга сложностью и необыкновенностью. Фантазийные причёски появились примерно в первой половине XVII-XVIII веков, но украшения, которые применялись в фантазийных причёсках появились из более древних времён, так же как и постиж, из которого состояло в основном фантазийная причёска.

История возникновения данного вида работ уходит своими корнями в Древний Рим, где появились причёски, выполненные с применением каркаса. Историю Древнего Рима принято делить на два периода Римскую республику и Римскую империю. Греческая культура оказала большое влияние на культуру римлян. Нравы и обычаи римского народа были весьма суровы, лучшими качествами считались дисциплина и выполнение воинского долга. Во время Римской империи экономика, культура, искусство, которые получили расцвет в период Республики и стали деградировать. Придворные интриги борьба за власть, междоусобные воины, голод, эпидемии ослабили страну.

Идеалом красоты принято было считать пропорциональное телосложение. В женщинах больше всего гордая осанка и плавность походки.

В Древнем Риме выделяли два направления причёсок: с разнообразным плетением кос и завивку волнами. Причёски их были довольно просты, но в последствии римляне переняли основные силуэты у греков, несколько видоизменили их. Форма и украшение причёски часто зависели от достатка, положения в обществе. В целом же формы причёсок были одинаковы для всех слоёв населения.

Мужские причёски представляли всевозможные фасоны стрижек. Прически меняли несколько раз в день, эта страсть была так велика, что даже на мраморных бюстах и скульптурах делали съёмные детали для перемены причёсок. Причёски постоянно увеличивались в высоту, поэтому стали использовать проволочные каркасы, подкладные валики, специальные украшения из медной проволоки в виде изящных диадем для поддержки и укрепления прядей волос.

Сложные многоярусные причёски требовали большого количества волос, поэтому стали пользоваться накладными волосами – париками. Рабы в древнем Риме выполняли причёску при помощи горячей завивки, делали и “мокрую и холодную укладку”. Популярной причёской была “ТУТУЛУС“ – волосы завивались, приподнимались надо лбом и крепились на раму.

Женщины пользовались косметикой очень часто, белили руки, шею, щёки. Брови и ресницы подводили сажей. Применяли осветлители для волос. Осветление для волос выполнялось в несколько этапов и требовало особых щелочных составов.

С середины XVII века зарождается новый художественный стиль – Барокко, основоположником которого стала Испания. Барокко быстро распространился по всей Европе. Франция, Англия и другие страны осваивали и развивали причёски, стиль которых соответствовал одежде тех времён: модные в то время высокие воротники “жабо” требовали причёсок большого объёма. Они украшались драгоценностями и покрывались шляпкой – беретом.

Вторая половина XVII века – это время Испании, освободившийся от ига мавров и ставшей могущественнейшим государством. Испанский костюм того времени сравнивают с сундуком, набитым золотом и драгоценностями: он ослепляет своей роскошью. В сложных причёсках нередко блестят и золотые и серебренные в буквальном смысле слова локоны. Мужской стиль этого времени – это короткая стрижка, тщательно подстриженная клинышком форма усов и бороды, то есть ”Испанская бородка”.

После 1638 года наступает эпоха Франции. Она становится законодательницей мод. Расцвет французской моды стиля Барокко – середина XVII века. Это век парика, который стоит целое состояние. В женской моде царят сложные причёски на каркасе из проволоки, входит в моду причёска “а ля Фонтаж” из лент и кружев, между которыми протягивались пряди волос. Название появилось от имени фаворитки короля Марии Анжелики де Фонтаж. Легенда повествует, что однажды на охоте у неё растрепались волосы, и она перевязала их лентой. Король пришёл в восторг и попросил Фонтаж носить такую причёску всегда. Сначала она была мягкой и низкой, потом материю стали крахмалить и натягивать на проволочный каркас. Причёски превратились в высокую башню. Даже кареты делались с откидными крышками – иначе дама не смогла бы сесть в экипаж.

Многообразие мужского и женского гардероба предполагало наличие всех видов одежд: накладных, распашных, драпирующих. Текстиль этого времени – это атлас, тафта, муар, газ, а также тонкая шерсть, бархат, сукно.

В первой половине XVII века мужчины носили сорочку, короткую куртку пурпуэн, неширокие штаны разной длины и плащ. Среди военных была популярна одежда казак – гибрид куртки и плаща с огромным числом пуговиц. Короткий прямой казак носили мушкетёры.

Обязательной деталью дворянского костюма была шпага. К 30-м годам появился новый вид штанов – панталоны. Это были прямые ниже колена штаны, низ которых был отделан петлями из лент.

Во второй половине XVII века мужчины в качестве верхней одежды начали носить жюстокор, напоминающий мундир. В 80-х годах в моду вошли муфты. Большую муфту на шнуре носил Людовик XIV.

Женщины носили роскошные платья с веерообразным каркасным воротником, отделанным кружевом. В основном платья были на каркасной основе, с завышенной талией.

В целом для женского костюма первой половины века характерны большие объёмы. Женская обувь на каблуке способствовала вытягиванию силуэта по вертикали. И уже к середине века линия талии возвратилась на место. Каркасная основа также сохранилась, но приобрела другую форму. Женские платья были роскошны, как и сами причёски и украшались лентами, бантами, кружевами.[9,с.112]

В первой половине XVIII века на смену стилю Барокко приходит стиль Рококо. Название его происходит от французского слова “рокайль” которое означает “украшение”, “элемент декора в форме раковины”. Даже для самого костюма рококо характерен орнамент с мотивом этой самой раковины.

Стиль рококо оказал большое влияние, как на костюм, так и на причёску. Под влиянием нового стиля изменился эстетический идеал. Стиль рококо принёс воздушность, изящество и лёгкость, утончённую хрупкость и изнеженность. Исчезают черты силы и мужества в мужских портретах. И мужчины и женщины напоминают кукол, разодетых в шелка, без возраста и индивидуальности. Светлые парики, белила, и румяна скрывали возраст.

Центром формирования моды на долгие годы становится Париж. Королевский двор перестал быть единственным распространителем моды и её законодателем.

Самой популярной мужской причёской является “Кё” – завитые волосы зачёсывались назад и на затылке завязывались чёрной лентой. Затем хвост стали убирать в специальный футляр, который имел четырёхугольную форму. Мужчины низшего сословия носили причёски “Под скобку”.[11,с.45]

В течение всего господства эпохи Рококо причёски видоизменялись от громоздких причёсок на каркасе до приземистых. Часто каркасы заполняли батистовыми платочками или тонкой бумагой, чтобы особенно не утяжелять причёску.

Причёски делались индивидуально, они украшались не только лентами и перьями, но и бутафорными изделиями. Названия причёсок менялись так же быстро, как и сами силуэты. Так по случаю морской битвы появилась причёска «Фрегат».

В последние годы XVIII века с изменением костюма несколько видоизменяется причёска. Она становится более приземистой, украшений становится меньше, пудра выходит из моды. Белые парики уступили место рыжим, золотистым, каштановым.

Большие перемены наступают в мире моды в результате Великой французской революции 1789 года, формально упразднившей сословное неравенство, законодательницей моды становится буржуазия. Все слои населения обрели право носить то, что хотели.

В этот период полностью меняется цветовая гамма, появляются ткани пастельных тонов – белого, голубого, розового. Платья шьют из атласа и сатина. Юбка по прежнему остаётся открытой спереди для того, чтобы оставить на виду лёгкие, воздушные оборки нижнего платья. Цветные оборки по краям одежды, изящно вытканные цветами шелковые ткани или тяжёлая порча, соседствуют с воздушными бантами.

Модным силуэтом становится изящная фигура с узкими плечами, тонкой талией и округлой линией бедер. Декольте у платьев увеличивается, а узкие к локтю рукава заканчиваются каскадом великолепных кружев. Самым популярным типом платья становится “контуш ” или так называемое, платье со “складками Ватто”, которое представлено на рисунке 2. Платье было очень удобным, спереди – оно, с открытой шеи, без прилегания, падало на кринолин, а складки мягко облегали спину и могли заканчиваться небольшим шлейфом.

Все платья украшались бантами, букетами цветов, вышивками и кружевом. Голова также украшалась различными лентами, цветами, нитками жемчуга.

Детская мода была полным повторением взрослой. Девочка в кринолине, с удлиненной талией и декольте, походила на даму в миниатюре и тоже носила узкие остроносые туфли на высоких тонких каблуках.

Аксессуары и украшения используются самые разнообразные. Но непременным предметом становится веер, зачастую расписанный Буше или Ватто.

Изысканно – грациозному рококо, где одежда, наконец, избавилась от жесткости и парадности, предшествовал стиль эпохи Регентства с его текучими и немного облегченными формами, в которых растворились тяжесть и пышность барокко в первые десятилетия XVIII века.

История костюма и прически

Филиал ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в г. Оренбурге

Контрольная работа № 1

специальность «Парикмахерское искусство и дизайн прически»

Тема: «История костюма и прически»

Тулаева Алена Олеговна

Группа №_Ор-311 ПИ

Форма обучения заочная

Оренбург 2008 год

Женский костюм Флоренции XV века

Характерные особенности мужских варварских причесок

Характерные особенности мужских причесок романского стиля

Эволюция женского костюма в Германии в XVII веке

Традиции испанского возрождения в современном женском образе

Творчество К. Баленсиага

Список используемой литературы

1 ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ФЛОРЕНЦИИ XV ВЕКА

Где в небесах тот край, где та Идея,

По образу которых создала

Природа прелесть этого чела,

Затмившего все чуда Эмпирея?

Эпоха Возрождения в Италии в искусстве костюма начинается с середины XIV века, в то время как в других странах она падает только на период XVI столетия.

Наиболее полное выражение нашла культура Возрождения в Италии. Итальянские города начали богатеть еще в период крестовых походов, особенно такие города, как Венеция и Генуя – города-порты, перевозившие на своих кораблях крестоносцев, и Флоренция – центр шелковой промышленности. Будучи посредницей, в торговле между Западом и Востоком, Италия в XV веке стала самой богатой страной Европы.

Новый характер жизни, новое представление о человеческой красоте вызывали к жизни и новые формы костюма.

Политическая раздробленность Италии привела к определенным различиям в костюмах жителей разных областей, так что иногда трудно говорить о всеобщей итальянской моде. В то время как северные области Италии находились под влиянием Франции, южные временно сохраняли самостоятельность, а Венеция испытывала влияние Востока. В XVI веке итальянская мода попадает под влияние Испании, которая выдвигается в число ведущих европейских держав.

Главной законодательницей итальянской моды в XV веке была Флоренция, а в XVI -Венеция. В конце XIV века на моду Италии влияли отчасти французские готические моды. Однако в Италии они никогда не имели тех крайних, экстравагантных форм, которые были характерны для "бургундских мод". Итальянцы, даже щеголи, носили всегда умеренную по ширине и длине одежду, избегая особой утрировки ее форм.

Красота ренессансной одежды заключалась уже не в графической изысканности силуэта мод позднего средневековья, а в живописности сочных, ярких цветовых сочетаний тканей. Даже в деталях костюма исчезла средневековая дробность.

На изготовление модных одежд шли дорогие материи – шелк, парча, бархат, покрытые вышивками и украшенные орнаментом из цветов, ваз, гондол. Весь костюм Ренессанса, особенно женский, строился на сочетании пышных драпировок тяжелых тканей. Из цветов особенно модными были зеленый, красно-винный, смарагдовый.

В силуэте одежды горизонтальные линии стали преобладать над вертикальными, готическими. Головные уборы теперь уже не удлиняли фигуру. Низкие прически великолепно гармонировали с общим характером ренессансной одежды.

Ведущей была мода, диктуемая высшими классами. В народном же костюме сохранились надолго традиции прежних лет. Однако костюм эпохи Возрождения относительно демократичен,- в нем не было строгой классовой обусловленности средних веков. Мода выражала имущественное положение человека, а не сословное.

Костюм является не только средством защиты от непогоды, но и знаком, символом, выражающим сложные понятия социальной жизни. Одежда указывала на национальную и сословную принадлежность человека, его имущественное положение и возраст, и с течением времени число сообщений, которые можно было донести до окружающих цветом и качеством ткани, орнаментом и формой костюма, наличием или отсутствием некоторых деталей и украшений, увеличивалось. Костюм мог рассказать, достигла ли женщина, например, брачного возраста, просватана ли она, а может быть, уже замужем, и есть ли у нее дети. Но расшифровать без усилий все эти знаки мог лишь тот, кто принадлежал к тому же сообществу людей, так как усваивались они в процессе каждодневного общения. В каждую историческую эпоху каждый народ вырабатывал свою систему символов, которые с течением веков эволюционировали под влиянием культурных контактов, совершенствования технологии и расширения торговых связей. По сравнению с другими видами искусства костюм широко и почти мгновенно реагирует на события в жизни народа, на смену эстетических и идеологических течений в духовной сфере. Для того, чтобы обрели плоть замыслы скульптора, архитектора, художника, писателя, должен пройти иногда длительный срок. Костюм же изменяется моментально, и в этих изменениях раскрывается глубинная сущность народной жизни.

Италия сумела, вопреки воздействию различных направлений моды, сохранить свой собственный вкус и в покрое одежды, и в сочетаниях красок. Этому особому статусу итальянской одежды долгое время благоприятствовало существование на территории

С усовершенствованием техники ткачества возросло потребление дорогих тканей. С XV века местные мануфактуры, особенно в Лукке, Венеции, Генуе, Флоренции и Милане, начинают в изобилии вырабатывать парчу, узорчатый шелк, разрисованный цветами бархат, атлас и другие великолепные, богатые красками ткани. После 1450 г. появляется тканый узор в виде цветов граната, который – в разных вариациях – становится наиболее излюбленным.

При всем многообразии узоров и красок итальянцы умели придавать своей одежде простую и гармоничную форму и носить ее с естественной грацией. В особенности это относится к женской одежде того времени. Все броское и вызывающее итальянки отвергали.

Уже с конца XV века итальянский костюм начинает влиять на европейскую, в частности на французскую моду.

Женские одежды были еще более разнообразны, чем мужские. В XV веке ведущими стали флорентийские моды. Идеалом красоты в это время считается стройная женщина с утонченным лицом, длинной шеей и высоким округлым лбом. Женские одежды были свободного кроя, имели мягкие линии, подчеркивающие формы тела.

Женские одеяния в Италии как в XIV, так и в XV веках отличались простотой формы, чистотой линий и силуэта. Мягкая женственность определилась простыми линиями платья. Рубашка чуть видна в скромном вырезе лифа или корсажа. Грудь стянута холстом, ее линии сглажены. Корсаж затянут одним шнуром или кожаным ремешком. Талия начинается чуть ниже линии груди, здесь же крепится юбка, заложенная в крупную сборку или складку. Рукав в XIV—ХVI веках — самостоятельная часть костюма, пристегивающаяся к корсажу.

Испытывая до сих пор значительное культурное влияние Франции, Византии, стран Востока, Италия с XV в. сама становится законодателем моды среди европейских стран.

Вертикальность, заостренные формы, условность и стилизация готики вытесняются горизонтальными членениями, простыми и естественными соотношениями и формами, сочностью, богатством и разнообразием цветовой палитры. Эстетика Ренессанса требовала от костюма настолько полного соответствия естественным формам тела, подчеркивания красоты пропорций, чтобы он мог быть «вторым телом» человека. При этом обязательно подразумевалась частичная его обнаженность. В создании итальянской моды принимали участие крупнейшие художники, которые расписывали ткани, создавали ювелирные украшения, узоры для кружев (Бенвенуто Челлини, Чезаре Вечеллио и др.).

Широкий приземистый силуэт костюма, стремление к большим объемам, устойчивые пропорции обнаруживают связь с горизонтальными линиями архитектуры и прикладного искусства эпохи, помогают воссоздать эстетический идеал красоты человека.

Эстетический идеал. Одним из важных условий красоты женщины считались золотистые, густые, длинные, волнистые волосы.

Идеальный образ — девушка-подросток.

Цвет кожи — розоватый, полный жизни. У женщины ценятся белые зубы, красные губы, красивый рот.

Идеал красоты — утонченное лицо с высоким округлым лбом, длинной шеей; стройная женщина с тонкой талией, стройными длинными ногами с маленькой узкой ступней.

Нижняя одежда. В Италии женщины носили одновременно два платья и оба они были из богатых узорных тканей – парчи, бархат. Нижнего белья пока не было.

Первое — нижнее платье — было глухим с длинными узкими рукавами.

Второе — верхнее платье с декольте характерной формы: спереди — квадратной, сзади треугольной (треугольный вырез удлинял шею), и узкой шнуровкой спереди.

Это платье было отрезным по талии. Юбка широкая, до полу и со шлейфом.

Основное украшение платья — рукава. Художники всю свою фантазию употребляют на отделку. Если рукав без разрезов, то сделан из самой дорогой материя — парчи с бархатным и затканным рисунком («аксамит»). Целиком платья из такой ткани имели право носить только дочери дожа Венеции, а также принцессы и герцогини. Если же рукав был с разрезами, то обязательно на локте и плечах. А затем фантазия в прихотливых рисунках разбрасывает разрезы и буфы в самом разнообразном направлении. Скрепляются буфы жемчужными, золотыми, металлическими застежками, шелковыми шнурами и лентами. Сверху могло быть надето платье типа плаща (гупелянд) без рукавов, свободными полотнищами падающее на спину и перед или с наглухо закрытыми боками. Такое верхнее одеяние делалось из драгоценных тканей с рисунком.

Платье было с длинными прямыми, немного расширенными к плечу рукавами. Рукава пристегивали или приметывали к лифу, таким образом, к одному платью можно было надевать разные рукава. Они разрезались вдоль руки, при этом разрез стягивали шнуровкой или застежкой на пуговички. Иногда разрезы выполнялись поперек у плеча и у локтя и соединялись тем же способом. Рукава доходили только до кистей рук. В готический период, согласно правилам приличия, предписывалось кисти рук скрывать. Таким образом, новшеством являлись открытые от одежд руки.

К плечам платья очень часто крепили собранное в мелкие складки и волочившееся по земле полотнище ткани, являвшееся привилегией знатных дам.

Иногда на платье набрасывали дорогие легкие накидки.

Верхняя одежда. Женщины носили длинный плащ на подкладке, часто с прорезями для рук.

Цвета. Для одежды характерно живописное сочетание ярких контрастных цветов.

Остальные одежды красных, синих, зеленых, золотых цветов.

Ткани. Льняные ткани использовали для нижней одежды. Из шелка, парчи, бархата шили верхние одежды.

Головной убор. Молодые предпочитали сетки и вуали, плетенные из золотых шнуров.

Замужние женщины носили шляпы мягкой подушкообразной формы и в виде тюрбана с длинными концами.

Прическа. Следуя моде, женщины носили золотистые косы и локоны, уложенные в сложные изысканные комбинации.

При постройке домов предусматривались такие места, где женщины обесцвечивали свои волосы естественным путем — солнцем. Они ежедневно на протяжении нескольких месяцев сидели под палящими лучами солнца, распустив волосы и смачивая их водой. Для этого использовали специальные шляпы.

Женщины выщипывали брови и подбривали волосы надо лбом (на вершину двух пальцев) и на затылке.

Косметика. В Европу с Востока поступают косметические средства. Их применяют с целью приглушить, неприятны запах, прикрыть грязь. Люди по-прежнему купаются очень редко. Стирают одежды тоже нечасто.

В эпоху Возрождения, прежде всего, ценится богатство, а гигиена потом.

В Италии в 1424 г. изобрели первое твердое мыло.

Женщины осветляли волосы эссенцией, белились, румянились, пудрились.

Украшения. Все одежды были богато расшиты, особенно богато расшивались плащи. Они сочетались с ювелирными украшениями.

В волосы вплетались коралловые и жемчужные нити. Они украшались специальными сетками и вуалями.

На руках носили перстни.

Дополнения. В это время впервые появляются вышитые носовые платки.

На поясе женщины носили подвесные кошельки.

Женщины надевали перчатки.

Самая ценная вещь в костюме — тканный или металлический пояс, обычно длинный, он являлся новым и главным украшением.

Обувь. Женщины носили туфли на мягкой подошве.

Одним из главных признаков женской красоты считались волосы, заботам о которых женщины посвящали много времени. На крыше каждого дома имелась маленькая беседка, открытая сверху, где женщина, защищенная от нескромных взглядов, могла сидеть с распущенными волосами, смоченными специальной краской, продетыми в шляпу с полями и без дна, и ждать, когда под знойным солнцем волосы приобретут знаменитый золотой оттенок.

Девушки могли ходить с волосами, распущенными по плечам, а женщины, изящно скручивая волосы с нитями жемчуга, прикрывали их сетками, чепчиками и легкими шарфами (на манер восточных тюрбанов), убирал волосы с затылка и лба, так как длинная шея и высокий лоб считались признаками красоты. Для этого сбривали волосы со лба, а иногда и брови, вырез платья на спине обнажал шею, делая ее более длинной. Пожилые женщины обязательно прикрывали головы платком, чепцом или накидкой. На поясе висел веер из страусовых перьев, кинжал (что входило в обязательный туалет дамы, выходящей из дома). На ногах мягкие кожаные туфли. В непогоду сверху надевался подбитый мехом плащ. В другое время — легкий.

В XVI веке знатные женщины употребляли драгоценные украшения: цепочки и цепи с массивными, вделанными в ювелирные оправы камнями, жемчужные подвески.

Одежда служанок и простонародья состояла из рубашки (т. е. нижнего белья), корсажа и двух-трех юбок, из которых верхнюю подтыкали за пояс. Кошелек привязывали к поясу на длинном шнуре (под верхней юбкой). Если длина платьев у патрицианок превышала рост, то платья служанок не покрывали и щиколотки.

Однако дань грандиозным нарядам отдавалась только в случаях чрезвычайно важных, тогда как в обыденной жизни знатные люди всех возрастов тяжести нарядов предпочитали гармоничную пестроту цвета, совершенство и богатство причесок, и ослепительную белизну украшенных рубашек.

Вторжение высоких идеалов искусства в область костюма оставило за Италией на три столетия Возрождения безоговорочный приоритет. В XVI веке значение собственно итальянского костюма значительно поколеблется, как и политическое и экономическое состояние страны. И испанское влияние, особенно в Венеции и Флоренции, сглаженное все же итальянским вкусом, возымеет свое действие. Жесткие корсеты, массивные юбки, разрезанные в Италии уже в XIII веке на манер распашных восточных одежд, изображены на женских портретах Бронзино. От итальянской моды останутся жемчуга, кружева и узорные ткани.

2 ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЖСКИХ ВАРВАРСКИХ ПРИЧЕСОК

В конце V века под ударами варваров пала Западная Римская империя (476 г.). Перестало существовать многовековое рабство, которое являлось тормозом на пути дальнейшего развития общества. С падением Рима завершился последний период истории древнего мира, началась

роя средних веков.

С этого времени, в западной и центральной частях Европы, которые теперь занимают Франция, Италия, Германия, Англия, Нидерланды, начинают расселяться германские племена – вандалы, вестготы, остготы, франки, англы и саксы, а так же галлы и бриты. Греки и Рим, считавшие всех их дикарями, дали им общее название – варвары.

Продолжительное время на землях современной Европы делались попытки объединить земельные общины в единое государство. Но все они завершались неудачами. И только к концу века в результате завоевания франками Галлии возникло первое феодальное государство – франков. Во многом этому содействовал выдвинувшийся среди франкских вождей хитрый и жестокий Хлодвиг, а затем энергичный правитель и искусный полководец король Карл, прозванный Великим. Но единое Франкское королевство просуществовало недолго. В 843 году оно распалось на Восточное и Западное, а в Х веке возникли три самостоятельных государства – Италия, Франция и Германия.

Самая простая и естественная форма самоукрашения, по которой различались между собой не только галлы, бриты и германцы, но и их отдельные племена, состояла в способе носить волосы. Полудикие обитатели северной Британии носили волосы совершенно свободно и не знали стрижки, но бороду брили всю, оставляя только усы. Более цивилизованные бритты заимствовали прическу у галлов. Диодор, точнее других описывает, что они применяли искусственные средства, чтобы свои светлы от природы волосы, сделать еще светлее. «Они постоянно смачивают себе голову известковой водой со лба к затылку, от чего волосы, становясь жестче, поднимаются как лошадиная грива и придают галлам вид панов или сатиров. Широкие и густые усы, словно сито, закрывают им рот; впрочем, иные совершенно сбривают бороду, другие только отчасти, знатные же почти всегда бреют бакенбарды».

Тацит определенно говорит о разнообразии причесок у германцев. Его описание своеобразной прически свевов было приведено выше; о хатхах он пишет, что у них, вошло в обычай не стричь волосы и бороды до тех пор, пока не удается убить врага. У всех германцев, по Тациту, потерять волосы считалось позором; а по Клавдиану короткие волосы означали подчиненное положение. Германцы, подобно галлам, натирали волосы особенным мылом, чтобы они казались еще золотистее, чем были от природы. Из-за этого волосы германцев были очень популярны у римлян, которые часто пользовались ими для своих париков.

Мужские прически варварских племен не отличались сложностью.

Покорив народы разных национальностей, они охотно перенимали их прически. Носили полудлинные волосы, свободно падающие на плечи. Они могли быть прямыми или слегка волнистыми. Среди германских племен были распространены только длинные волосы – как признак свободы и воинственности. При этом около висков заплетали по тонкой косичке. На портретах, изображающих варваров, встречаются мужчины с прическами, которые силуэтом напоминают прическу «конский хвост». При этой прическе все волосы со всех сторон зачесывались вверх и туго завязывались на макушке жгутом. При возвышении династии Меровингов (VII в.) мужские прически делались из коротких волос, часто при таких прическах подбривали затылок. Молодые люди предпочитали носить длинные волосы. Со временем длина волос перестала служить знаком различия между свободными гражданами и рабами. Самой распространенной прической были свободно распущенные волосы, доходившие до середины шеи. С IX века эта прическа укоренилась среди всех слоев населения. И только преступников в наказание коротко стригли. В IX веке носили прическу, которая напоминала украинский оселедец. Все волосы, кроме небольшого хохолка на макушке, постоянно сбривали.

Мужчины племени галлов носили большие бороды. Но под влиянием римской культуры появился обычай брить бороду, оставляя, однако, большие усы. Часто оставляли на щеках небольшие клочки волос – подусники.

3 ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЖСКИХ ПРИЧЕСОК РОМАНСКОГО СТИЛЯ

История культуры феодального общества делится на три периода: дороманский (VI – IX вв.) – раннее средневековье, романский (IX – XII – XIII вв.) – зрелое средневековье, и готический (XIII – XIV вв.) – позднее средневековье.

В архитектуре и изобразительном искусстве второй период получил название романского стиля. Этот стиль олицетворял всю суровость, мрачность, аскетизм средневековья. Искусство прочно удерживалось в тисках строжайших церковных догм. Вместо жизнеутверждающего начала античности появились навязанные религией суровость, массивность, единообразие. В живописи и скульптуре преобладают мотивы, прославляющие Христа.

По мере развития и укрепления феодального строя росло могущество церкви и ее влияние на все сферы жизни средневекового общества.

Средневековая мода романского периода – нечто совершенно новое, но в то же время она представляет собой смесь греческих и римских традиций, византийских деталей и «варварских» новинок.

На зависимость искусства этого периода от Рима указывает само его название – «романский». Вырабатывается новый эстетический идеал.

Эстетический идеал. Под глубинным влиянием религии появляется новый принцип эстетики – преобладание духовного начала в человеке, добровольно отрекающегося от земных благ и радостей жизни, человека-аскета.

Идеалом мужской красоты становится рыцарь – бесстрашный и мужественный воин (боец, одетый в грубые одежды).

Мужественность внешнего облика рыцаря-защитника определялась силой, храбростью, ловкостью, физической выносливостью, воинской доблестью, волевым решительным лицом, широкими плечами, сильными стройными ногами.

Таких людей изображают в витражах, делают скульптуры для соборов, их воспевают трубадуры, о них рассказывают в эпических произведениях – таких, как «Тристан и Изольда», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах».

Формы головных уборов были очень просты. Мужчины надевали небольшие конусообразные шапки либо полукруглые. Головными уборами были и капюшоны, летом – соломенная шляпа.

Следуя античной традиции – короткая стрижка. Волосы подстрижены вокруг головы до мочек ушей, спереди – челка, бороду оставляют только высшие церковные и светские сановники.

Общие силуэты причесок средневековья не отличались особым разнообразием, как у мужчин, так и у женщин. Феодальная знать носила те же прически, что и простой народ. Разницу составляли лишь головные уборы, украшения.

Мужчины знатного происхождения носили полудлинные волосы, подражая изображениям Христа. Особенно эта прическа распространилась после крестовых походов. Другой разновидностью причесок была «пейзанская» стрижка: волосы аккуратно подстригались вокруг головы, завивались крупными прядями длиной до плеч. Густая челка закрывала весь лоб. Волосы крестоносцев по длине напоминали женские, так как рыцари давали обед не стричься во время походов.

Все мужчины, достигшие зрелого возраста, отращивали бороду. Форма бороды часто изменялась под воздействием моды. Бороды носили прямые или округлые, крючкообразные или раздвоенные. Завивке бороды уделялось большое внимание. Пряди завивались штопорообразно, а на концах свертывались в кольцо.

Рыцари обязательно отращивали бороду. Бороду разделяли на две или несколько отдельных прядок. Каждая из них могла быть перевита золотой нитью или шнуром, сплетенным из тонких золотых нитей.

Католические священники и монахи выстригали на теменной части волосы в виде небольшого круга (называлось это тонзурой) и прикрывали выстриженную часть маленькой шапочкой.

4 ЭВОЛЮЦИЯ ЖЕНСКОГО КОСТЮМА В ГЕРМАНИИ В XVII ВЕКЕ

В Германии жалобы на вторжение французских обычаев и мод начали раздаваться уже с 20—х годов XVII столетия и становились все громче, примешиваясь к никогда не прекращавшимся жалобам на постоянно возраставшее щегольство и расточительность, против которых систематически продолжали появляться все более строгие ограничительные законы и уставы об одежде.

Впрочем, по причине обширности страны и раздробления ее на несколько отдельных государств, французские обычаи и моды не везде появлялись одновременно и в равной степени. За исключением дюссельдорфского и пфальцского дворов, где они прижились еще раньше — в первом при Вильгельме XIV и его сыне (приблизительно с 1580 г.), а во втором при Фридрихе III (около 1590 г.) — до середины 20-х годов они встретили мало понимания и при дворах и в высших классах. При венском дворе они утвердились не ранее второй половины столетия, а в больших имперских и торговых городах, таких как Гамбург, Любек, Бремен, Аугсбург, Нюрнберг, Франкфурт и Страсбург, они встретили такое упорное сопротивление, что едва смогли поколебать его к концу века.

С середины 20-х годов французская манера одеваться начала необыкновенно быстро распространяться в Германии. Принятая большинством немецких дворов, а, следовательно, и ближайшими к ним кругами и вообще высшим обществом, она привлекла к себе и многочисленных щеголей и щеголих из других общественных слоев.

Тот, кто не хотел казаться отсталым и смешным, должен был одеваться и держать себя по-модному. Мода была теперь у всех на устах. Это стало как бы общей темой рассуждений как у приверженцев модного и современного, таки у противников и порицателей того и другого. А последних было немало, притом не только в средних, но и в высших сословиях. Партия противников нововведений не довольствовалась одними устными жалобами на губительное, по ее мнению, увлечение модами. В ее среде были люди, поставившие себе задачей систематически устно и печатно бороться увлечением и остановить его.

Женщины не уступали мужчинам в щегольстве и модничанье и тоже не избегли насмешек и порицаний за свою суетность. В 1615 г. в Страсбурге была напечатана проповедь на тему «Женщины — силки, расставляемые дьяволом», в которой ее автор, Георг Фридрих Мессершмит, предпринимает попытку «обнаружить суетность женщин в их внешних действиях и поступках» и с этой целью рассказывает о средствах, употребляемых женщинами для того, чтобы казаться красивее, и об их модном туалете. Он пишет: « И вот входит госпожа Венера в красивом головном уборе, с накладными грудями, в маске и шляпе, украшенной медальонами или золотыми монетами; на руках у нее браслеты, на пальцах бриллиантовые кольца, на шее цепочки, в продырявленных ушах серьги, в одной руке букет гвоздик, а в другой роз. » И далее: «Но что сказать о ее шейном уборе? Сколько видел я таких, которые носят воротники, похожие, скорее, на тележное колесо! Я не понимаю, как могут они в таком воротнике креститься. И хотя воротник вещь не особо важная, но для него приходится расширять двери, иначе он не пройдет в них. Такие воротники меняются каждый месяц, и эти перемены стоят каждый раз дороже, чем иное новое платье. Я знаю одну особу, которая заплатила за такой воротник пятьдесят крон – довольно, кажется, для одного раза. Теперь спрашивается: не есть

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here