Французские прически 19 века

Полное собрание материалов: "французские прически 19 века" для вас и ваших друзей.

Французские прически 19 века

Глава первая. Французские прически первой четверти XIX века

Общая характеристика

В начале XIX века моду продолжает диктовать Франция. На смену классицизму в искусстве приходит стиль ампир, что в переводе с французского означает “империя”. Этот художественный стиль называют также поздним классицизмом. Он появился в первой четверти XIX века во всех странах Европы. Но родиной ампира считается Франция времен Наполеона I, который, воспользовавшись кризисом Директории, в союзе с крупной буржуазией совершил государственный переворот и в 1804 году объявил себя императором. Он считал, что искусство должно способствовать прославлению его личности и воинских подвигов. Наполеон мечтал о возрождении великолепия Римской империи. Поэтому во Франции начинает проявляться бурный интерес к античности. Законодателями мод во время первой империи явились ближайшие друзья императрицы Жозефины, жены Наполеона.

С 1805 по 1814 год моды менялись чрезвычайно часто, и ни один журнал не мог уследить за всеми их изменениями. Влияние античного искусства сказывалось на внешнем облике французов. В магазинах шляп и парикмахерских помещались бюсты античных богов и граждан античной эпохи. В прическах начали подражать античным модам Греции и Рима. Перенимались также линии одежды, в основном женской, украшения.

Изменение художественных направлений повлекло за собой появление нового понимания красоты. Напыщенного вельможу сменил образованный и отважный, элегантный и деловой мужчина. Умение со вкусом одеваться и великолепно танцевать теперь уже ни в коей мере не могло заменить каких бы то ни было деловых качеств, образованности, ума. В женщинах ценились томность, мечтательность, меланхоличность, “интересная бледность”.

Основные виды и формы причесок

Мужские прически со времен Директории изменились мало. Это были все те же коротко остриженные завитые волосы, красиво уложенные. Самыми популярными были прически типа “титус” и “каракалла”. Парики с прическами типа “кошелек”, “узел”, “крысиный хвост” больше не появлялись. Волосы вновь обрели естественный цвет, так как пудра вышла из моды. Разнообразились прически проборами – прямым, боковым, сквозным (рис. 88). Дополнением причесок стали небольшие бакенбарды – “фавориты” (рис. 89). При них иногда носили небольшие усы. Бороды носили крайне редко, и то типа “жабо”.

Женские прически стиля ампир в корне отличались от причесок XVIII века. Античные прически, которые появились во времена Великой французской революции 1789 года и Директории, продолжали пользоваться популярностью. Их дополняли “египетские” прически, распространившиеся среди дам высшего общества после египетского похода Наполеона. Они были значительно осовременены. Парикмахеры соблюдали общий силуэт, а в остальном женщины полагались на собственную фантазию. Прославленные красавицы, светские “львицы” этого времени мадам Тальен и мадам Рекамье вводили в моду все новые и новые придуманные ими прически. С 1801 года среди женщин распространяются прически из коротких, завитых в локоны волос, которые походили на мужские прически “титус” и “каракалла”. С 1803 года волосы в прическах удлинились. Появилась прическа “а-ля Нинон”, при которой волосы на лбу завивались в легкую челку, на висках локоны были более крупные и тугие, на затылке укладывали тугой, плоский шиньон.

Прически стиля ампир способствовали развитию парикмахерского искусства, так как создавались из множества разнообразных видов локонов, которые получили названия от своей формы; трубчатые, ленточные, спиралеобразные, типа стружки.

Обязательным элементом “античных” причесок XIX века стал пучок или искусно сделанный шиньон, который прикреплялся при помощи шпилек, гребней или сеток. Иногда подкалывали каркас конусообразной формы. С 1811 года в моду входят букли, которые располагались надо лбом, концентрируясь в небольшие полушария. С 1813 года начинают появляться высокие прически, среди них выделяли “китайскую”, по названию модной оперы “Китайский земледелец”. Волосы гладко зачесывались вверх и скалывались в продолговатый пучок, наподобие петушиного гребня, у основания пучок перевивался лентой, тонкие, небольшие локоны дополняли прическу.

Все прически начала XIX века наглядно демонстрируют мастерство парикмахеров, их высокий вкус, фантазию. Это время в истории причесок считается периодом блистательного показа профессиональных навыков, техники в области стрижек, завивки и укладки.

С 1820 года появляется новый силуэт прически, получивший дальнейшее распространение в 30-е годы. Ее характерной деталью был пробор – зигзагообразный, прямой, боковой. Отсутствие челок сделало прически более строгими, дополнением стали пучки локонов, расположенные над ушами, высокий пучок из кос крепился на макушке. Когда естественных волос для прически не хватало, прибегали к использованию шиньонов, которые заранее завивались и укладывались.

Разберем несколько причесок более подробно. “Портрет мадам Рекамье” Франсуа Жерара: красивая женщина предстает перед нами в легком, почти прозрачном одеянии античного образца, полулежа на изящной кушетке. Прическа напоминает по силуэту греческую: волосы забраны вверх в небольшой пучок и сколоты золотой длинной шпилькой. Надо лбом прическа разделена прямым пробором, с каждого бока образуются небольшие “шторки”, прикрывающие лоб, типа “греческого лампадиона”.

На портрете Луи Давида изображена та же женщина. Но прическа совсем другая. Волосы коротко подстрижены, завиты отдельными мелкими прядями. На лбу черная лента, из-под которой выбиваются тонкие пряди, уложенные в легкую челку типа “титус”.

Головные уборы, украшения, косметика

Большие изменения в общественной жизни – промышленный прогресс, развитие науки, техники, искусства – определили направление европейского костюма. Роль моды изменилась. Сфера ее влияния расширилась. Мода начинает воспитывать вкусы большой массы горожан. Развитие промышленности, торговли способствует частой смене ассортимента. Впервые стали распространяться массовые товары, которые создают видимость демократизации моды.

На протяжении всего XIX века моды в области костюма продолжает диктовать Франция. Это происходит потому, что легкая промышленность во Франции была хорошо развита, и потому, что именно здесь зародились и развились эстетические идеалы времени, воспринятые затем всей Европой.

На одежду первых пятнадцати лет XIX века сильно повлияли военные события, слава героев, личность Наполеона Бонапарта.

Возрастает роль “деловых людей”. Строгость линий, практичность материалов, темная цветовая гамма приходит на смену пастельным тонам, блеску атласа и шелка костюмов стиля рококо. Понятие элегантности меняется. Раскопки Помпеи вызвали интерес к античности, и, в частности, к одежде; постепенно простота и скромность античных одежд заменяются более тяжеловесными одеяниями из бархата и шелка. Мужчины носят форменные мундиры, на придворные рауты надевают костюмы из дорогих тканей, расшитые золотым шитьем. Наряду с “греческой” модой появляется “турецкая”. Одежда императорского двора и аристократии регламентировалась стилем ампир. Новая знать стала носить одежды простого покроя, но в то же время роскошные. Женские костюмы первых десятилетий напоминали античные хитоны и туники. Появившиеся в 1809 году корсеты делали фигуры более стройными и подтянутыми. Силуэт костюма напоминал колонну, детали вносили в костюм разнообразие. Были модны однотонные ткани с вышивкой, особенно белые муслины, батисты, расшитые белой гладью. В вышивках преобладали растительные мотивы- листья, цветы, гирлянды изящно свитых колосьев. Дополнением к легким одеждам, надеваемым, как правило, прямо на тело, были шали. Мода на них была так велика, что возникли романсы, танцы, названные “шаль”. Шали привозили из Египта, Сирии, но самыми дорогими считались шали из Индии – одноцветные, с ярким бордюром и кистями или бахромой. Верхняя одежда зависела от сезона, погоды, времени суток.

Головные уборы. Мужские шляпы этого времени имеют цилиндрическую форму, дугообразные поля. Ширина полей увеличивается очень быстро. Материалом для шляп служат фетр, велюр, войлок. Модной становится высокая английская шляпа со средними полями.

В женских головных уборах преобладали мотивы восточной моды: разной формы тюрбаны, чалмы. Делались они из прозрачных, легких муслинов, шифонов, украшались эгретками. Появляются венгерские токи, всевозможной формы чепцы, небольшие соломенные шляпки с бархатными лентами вокруг тульи. Бальными головными уборами были драгоценные диадемы, венцы. Модные журналы предлагают шляпы для торжественных случаев, для повседневной носки- более двадцати фасонов. Форма шляпы менялась с изменением причесок. Так, самым распространенным фасоном становится “кибитка”, “капотик”. Некоторое время дамы носили изящные сетки, серповидные диадемы.

Украшения. Дамские прически стиля ампир богато декорировались всевозможными украшениями. Это были высокие гребни, которые служили не только украшением, но и своеобразной подставкой для пучков и локонов, длинные золотые шпильки с круглыми навершиями на концах, заколки. Часто украшение состояло из широкого или узкого обруча из драгоценного металла с пучком перьев или одним пером в центре. Отправляясь на бал, дамы украшали головы цветами, как естественными, так и искусственными – из шелка. Цветы сплетали в небольшие венки или гирлянды и укладывали вокруг пучков и локонов. Драгоценные камни, нити жемчуга придавали прическе более нарядный и торжественный вид, демонстрировали богатство хозяйки.

Косметика. В первые годы XIX века косметикой по сравнению с XVIII веком пользовались умеренно. Но дамы не отказались от духов и помад, красили волосы, придавая им модный каштановый оттенок.

Традиционные прически 19 века на бал и на каждый день: советы современного парикмахера-стилиста

Прически 19 века базируются на не слишком значительной длине с многочисленными вариантами зачесов. Они пришли на смену громоздким конструкциям 18 века, достигавших 50 см в высоту.

Укладка причесок 19 века не подчинялась строгим правилам. Женщины ориентировались, в первую очередь, на свой вкус (или вкус ближайшего окружения) и фантазию.

Историческая справка

Мужчины в 19 веке выполняли лаконичные стрижки и укладки. Если на заре столетия нельзя было увидеть молодого денди без взбитой челки, то позже мужские прически обзавелись таким обязательным элементом, как прямой пробор. Волосы, как правило, завивали.

Прически для женщин в 19 веке представлены, в основном, колечками небольшого диаметра, ниспадающими на лоб, косами, которые придерживаются гребнем на уровне затылка, а также локонами по плечам.

  • Прически начала девятнадцатого столетия исполнялись на греческий манер. При помощи завитых волос по окружности головы создавалось кольцо достаточной плотности, которое доходило практически до линии бровей, а сзади фиксировалось при помощи пышного пучка. При этом применялся шиньон, перехваченный яркой лентой.
  • На смену аристократическим укладкам пришли чалмы, созданные из шелковой основы, муслина, газовых тканей. Для украшения конструкции использовались драгоценные вещицы с перьями, а для волос – стеки из кружева и жемчужины.
  • С наступлением 10–20-х гг. 19 века канули в небытие тюрбаны и сетки. На смену им пришли мелкие завитки, которые делали в области лба, висков и собирали при помощи пучка сзади. Затем следовало разделение волос с пробором, заплетением в косы и укладкой в виде гнезда на затылке. Завитые височные пряди в таких прическах обрамляли щеки.

Прическа из золотого века: современный вариант

Как сделать прическу в стиле 19 века на основе классической укладки длинных волос? Для этого вам нужно приготовить:

  • круглые щипцы небольшого диаметра;
  • гребень;
  • две тонких резинки, цвет которых совпадает с цветом волос.

Прическа в стиле 19 века – идеальный вариант на пушкинский бал своими руками. Она с легкостью сооружается самостоятельно. Кстати, именно с такой прической изображена Наталья Гончарова на портрете В.И. Гау, знакомом многим из нас по учебникам литературы.

  • Предварительно вымытые и высушенные волосы необходимо расчесать. Отступив некоторое расстояние ото лба, выполняют пробор, имеющий форму полумесяца. Для временного закрепления прядей можно использовать заколку.
  • Затем делают из оставшихся волос конский хвост, завязывая его тонкой резинкой. Хвост заплетают в косу, которой оборачивается основание хвоста. Конструкцию фиксируют с помощью невидимок.
  • Верхние пряди, которые были отложены ранее, следует разделить прямым пробором и создать локоны. Для этого наматывают волосы в направлении снизу вверх на горячие щипцы. В результате получаются кудряшки и впечатляющие локоны в виде спирали, ниспадающие на шею.

Такая женская прическа 19 века, как и многие современные, требует закрепления лаком. Если вы хотите оказаться на выпускном балу в центре внимания, попробуйте творчески подойти к выполнению этой укладки. Можно для пышности применять валик, использовать многочисленные косы или сооружать из волос что-то вроде гнезда. Для того чтобы украсить прическу, применяют цветы (обязательно живые), заколки ярких цветов, перья и др. Однако здесь важно не переусердствовать: для такой прически должна быть характерна сдержанность и величавость.

Прически 19 века своими руками выполняют даже те девушки, которые не очень искусны в парикмахерском деле.

Европейские прически XVIII века;

В искусстве на смену стилю барокко в XVIII веке приходит более изящный, декоративный стиль рококо.

Французские прически XVIII века.Прически, возникшие в конце XVII века, продолжают совершенствоваться, приобретая новые формы. Прически на мужских париках начинают постепенно уменьшаться. Появляется новинка завивка «а-ля мутон». Среди придворных распространилась прическа «кё». С 1730 года новая прическа, «а ля катоган», вытеснила все остальные виды. Одновременно с ней начинают носить прическу «а-ля будера».

Парикмахерское дело в XVIII веке продолжает быстро развиваться. В последней четверти XVIII века французы заимствуют английские прически, а также носят и прически типа «еж», «щетка», «крылья голубя».

Женские прически во Франции в первой половине XVIII века продолжали оставаться громоздкими и тяжеловесными. В большинстве случаев они повторяли силуэты популярной прически «а-ля Фонтанж». С 1725 года входят в моду маленькие прически, при этом волосы сильно пудрили. В 30-е годы XVIII века появляется новый силуэт прически «яйцевидный». Начинают носить прически типа «венец», «диадема» – по форме этих головных уборов. Названия причесок менялись так же быстро, как и сами силуэты. Так, по случаю морской битвы появилась прическа «фрегат».

Прически периода Великой Французской революции 1789 года и Директории. В период французской революции представление о красоте сильно изменилось. Прически времен Великой французской революции несколько пестры, в них нет единения. Прическа перестала быть сословным отличием. Характерными ее чертами стала небрежность, растрепанность. Моды создавались чуть не ежедневно, как отголосок на происходящие события, и так же быстро исчезали. Парики «грива», «узел», «кошелек», «хвост» были объявлены вне закона.

Женские прически революционной Франции изменились до неузнаваемости. Высокие каркасные прически, парики с бутафорией были запрещены. На смену им пришли распущенные волосы. Дамы стригли коротко волосы, завивали их кольцеобразными локонами, красиво и вместе с тем небрежно укладывали по всей голове. Увлечение античностью вызвало появление причесок греческого и римского образца.

В период Директории появляются экстравагантные, карикатурные прически, состоящие из массы завитых волос. Появляются прически «собачьи и кошачьи уши». Мужчины чисто выбривали лицо, появилась мода на бакенбарды-«фавориты».

Женские прически периода Директории подражают античной моде. Возникают варианты причесок с короткими локонами «под Тита», пучками, косами. Самые смелые модницы рисковали даже носить прическу «а-ля соваж». Распространилась прическа из мелко завитых кудряшек типа «а-ля мутон». Если волос для прически не хватало, использовали искусственные. Женщины из народа продолжали придерживаться строгих нравов. Носили простые прически с косами и пучками, уложенными на затылке или на темени, покрыв их чепцом.

Русские прически XVIII века.Мужчины-придворные в первой половине XVIII века следовали французской моде. Обязательным было ношение громоздких париков типа «гривы», «пуделя. Постепенно французские моды уступали место прусским. С 1732 года распространяется прическа «прусская коса». В конце XVIII века стали носить прическу «крылья голубя». Парики, распространившиеся в России, ввели моду на бритье лица.

Женские прически в начале века следовали французской моде. Прическа «фонтанж» была самой популярной. С распространением моды на высокие каркасные парики русские женщины (придворные дамы), несмотря на недовольство духовенства, стали подражать ей. Прически типа «фрегат» и «Мария-Антуанетта» можно было видеть не только на париках, но и на собственных волосах, обильно посыпанных пудрой, рисовой мукой. Женщины из средних и низших сословий продолжали носить русские национальные прически — гладко причесанные волосы, заплетенные в косу. В крестьянской среде такие прически сохранились вплоть до XX века.

Европейские прически XIX века

В XIX веке одно за другим возникают стилевые художественные направления — ампир, романтизм, бидермайер, модерн и другие.

Французские прически первой четверти XIX века. Ампир.В начале XIX века на смену классицизму в искусстве приходит стиль ампир. С 1805 по 1814 год моды менялись чрезвычайно часто, и ни один журнал не мог уследить за всеми их изменениями. Изменение художественных направлений повлекло за собой появление нового понимания красоты. Мужские прически представляли собой коротко остриженные завитые красиво уложенные волосы. Самыми популярными были прически типа «титус» и «каракалла». Дополнением причесок стали небольшие бакенбарды— «фавориты», «акульи плавники». При них иногда носили небольшие усы. Бороды носили крайне редко, и то типа «эспаньолки», «жабо».

Женские прически стиля ампир в корне отличались от причесок XVIII века. С возникновением интереса к античности начинают носить «греческие», «римские» прически. Особенной популярностью пользуются женственные, изящные прически из завитых волос «а-ля грек», «а-ля Коринна», «а-ля Фрина», «а-ля Аспазия», а также сложные, вычурные прически римских императриц: «а-ля Плотина», «а-ля Сабина», «а-ля Ливия». Прически стиля ампир способствовали развитию парикмахерского искусства, так как создавались из множества разнообразных видов локонов, которые получили названия от своей формы: трубчатые, ленточные, спиралеобразные, типа стружки, плоские, круглые тирбумены, тирбушоны.

Западноевропейские прически второй четверти XIX века. Романтизм. Бидермайер.К 1814 году увлечение классицизмом проходит. Это дало толчок к возникновению и распространению нового художественного направления «романтизм». Линии мужских и женских причесок в 30-40-е годы сохраняются прежними, с небольшими изменениями. Мужчины продолжают носить короткие прически «а-ля Титус» и «а-ля Каракалла». Но после войны 1812 года распространились прически из полудлинных волос — «а-ля мужик». В конце 40-х годов волосы в прическах значительно удлиняются, закрывая уши, доходят до воротника.

Романтическое течение наиболее полно отразилось в женских прическах 1820-1840 годов. Снова начинают применяться накладные косы, букли, локоны, пучки. Затейливые прически стали одной из главных частей женского туалета. В этот период модны женские прически «а-ля мадонна» и «а-ля Малибран». Вошли в моду прически с большими височными пучками и петлями на макушке, для которых использовали искусственные локоны. Такая прическа делалась из разного вида локонов и была сильно перегружена деталями. Эти прически получили название стиля — бидермайер. В 40-х годах появляется мода на длинные локоны — «англэзы». Популярна прическа «плакучая ива».

Западноевропейские прически второй половины XIX века. Моды во времена Второй империи испытывают влияние разных стилей. В это время зарождаются новые художественные направления, которые быстро сменяют друг друга: «второе рококо», «ориентализм» (восточные мотивы), «модерн», «третье рококо». Смешение стилей порой приводило к утрате тонкого вкуса.

Характерной чертой этого времени был полный отказ от париков среди мужчин и женщин, применение отдельных готовых постижерских изделий – постижей.

Во второй половине XIX века мужские прически не претерпели особого изменения по сравнению с началом столетия. Продолжают носить короткие стрижки. С 1876 года мужчины начинают носить новую прическу, получившую название «а-ля Капуль». Распространяется мода на ношение бакенбард самых разнообразных форм.

В это время происходит частая смена модных силуэтов женских причесок. Стало модно носить низкие пучки из кос торсад, иногда волосы укладывали в сетку из толстых бархатных нитей. Носили английские прически с крупными локонами. Большую роль в прическах играла завивка. Молодые женщины носили прически «каскад», с небольшим количеством локонов; легкие, с челкой. Входят в моду большие округлые прически из «ондулированных», взбитых волос, получивших название бандо (повязка).

XIX веку принадлежит много открытий в области парикмахерского искусства: завивка «мертвых» волос, завивка горячим спо­собом, изобретены щипцы «марсель», электрическая машинка для стрижки волос.

Французские прически 19 века

Иллюстрации в ней в основном ч/б, так что где могла, я заменила их найденными в сети цветными версиями.

Кудри девы — чародейки,

Кудри — блеск и аромат,

Кудри — кольца, струйки, змейки,

Кудри — шелковый каскад.

Дебукур. Парикмахер. Франция, нач. 19 в.

Более чем экстравагантная прическа с высоко выбритым, как для гильотинирования, затылком, на который к тому же повязывалась узенькая красная ленточка, напоминающая струйку крови, называлась “a la victime” (жертва) или “а 1а guillotine”. Но этот образчик парикмахерского черного юмора недолго веселил парижскую золотую молодежь. И рискованная «жертва», и взъерошенная короткая стрижка «дикарка» вышли из моды еще быстрее, чем революционные идеи. Неунывающие парикмахеры и их клиентки укрылись от уличных беспорядков в тихих музейных залах, где принялись срисовывать образцы забытых античных причесок.

Хотя импровизации на архаичные темы вышли очень милыми, парикмахерам трудно было соревноваться с портными. Их произведения — почти прозрачные платья-рубашки — намертво приковали к себе мужские взгляды. Эта попытка внедрить эллинскую гармонию и покой в тщеславные светские салоны начала 19 века иногда оборачивалась жеманством, игрой в наивность и невинность, но большинство джентльменов наблюдали происходящее с удовольствием.

“И право, было недурно: на молодых женщинах и девицах все было так чисто, просто и свежо; собранные в виде диадемы волосы так украшали их молодое чело”. (Ф.Вигель. Записки).

Очарования античной простоты и добивались дамы, облачаясь в легкие древнегреческие туники.

“Такую же простоту преследовали и женские прически, впавшие даже в непонятную в этом отношении и уродливую крайность. За несколько лет перед тем ни у одной женщины не было достаточно волос для прически, теперь у всех их оказалось слишком много. Вместо воздвигавшихся на головах щеголих высоких гор, холмов, усыпанных цветами, лугов, пенистых потоков из искусственных прядей кос и локонов, вместо сложнейших и громоздких причесок, вроде «прелестной простоты» или «расцветающей приятности» — появились вдруг гладко остриженные головы или «половинная» стрижка голов, с бритыми или коротко подстриженными на затылке волосами. Мода на стриженые головы и затылки, строго запрещенная во времена Павла, снова вернулась в первые годы царствования Александра, но уже благодаря одному тому, что она лишала женщину одного из существенных ея украшений, долго продержаться не могла. Вскоре волосы были снова отпущены и начали зачесываться кверху, так что затылок оставался открытым, причем их иногда заплетали в косы, которыя обвивали вокруг головы или завивали спереди мелкими буклями, спуская их вдоль щек короткими локонами — «фаворитками» или «бандо». Причесывались также «l’antique», или с большими гребнями, украшенными каменьями, или вплетая в волосы гирлянды цветов, сеточки из мелкого жемчуга и повязки, украшенные мозаиками, а особенно камеями”. (В.Верещагин. Женские моды Александровского времени).

Ж.-Б. Реньо. Портрет Елены Виолье. 1812

Ж.-Л. Давид. Портрет графини Дарю. 1810

Неизвестный художник. Медальоны с изображениями Жозефины Богарне. 1800-е гг.

Словно лозы прихотливы,

Вяжут пышные узлы:

И за каждым клубом мглы,

Будто тайны откровенье —

Перлов дивное явленье.

Так с точки зрения английского романтика Джона Китса выглядела мода перевивать темные волосы жемчужными бусами. Впрочем, многие дамы осветляли волосы, подражая второй жене Наполеона I Марии Луизе. Как сообщает биограф императорской четы Ф.Герре, — «эта блондинка была подобна замороженному шампанскому, которое, едва оттаяв, сулит много удовольствий». Но законодательницей мод стала не она, а бежавшая из революционной Франции художница Виже-Лебрен. Ее вкус был навсегда отдан естественности.

“Моя прическа мне ничего не стоила; я сама устраивала свои волосы, украшая их обыкновенно муслиновым платком. Парик! Судите сами, могла ли я привыкнуть к парику, с моей любовью к живописности! Я всегда чувствовала к ним такое отвращение. “ (Письма м-м Л.Э.Виже-Лебрен. Т.1).

Виже-Лебрен написаны многочисленные портреты русских дам, часто она сама причесывала своих моделей.

Картинки из журналов мод. Франция, 1810-е гг.

Русский ампир соединил воинственную живость с романтической негой. Это было время юности Наташи Ростовой. Перечисляя подробности наряда, в котором главная героиня «Войны и мира» собирается на свой первый бал в 1809 году, Толстой сообщает: «Волоса должны были быть причесаны a la grecque». В мемуарах Татьяны Берс, послужившей прототипом Наташи, есть такое описание ее первого выезда в свет:

«— А ты знаешь, Саша, ведь меня причесывал настоящий парикмахер. Это тетя Julie велела. Ты не заметил? Нет? — Заметил что-то необычное. Julie велела парикмахеру причесать меня “a la grecque”, как носили тогда на балах, с золотым bandeau (обручем) с приподнятыми буклями, а на шею надела мне бархатку с медальоном».

О том, что эта прическа уже в течение нескольких лет была в моде, говорит еще одно место в романе: князь Андрей в своем кабинете «смотрел на портрет покойницы Лизы, которая со взбитыми a la grecque буклями нежно и весело смотрела на него из золотой рамки». Лаконизм «греческих» укладок компенсировался драгоценными украшениями. В моде золотые тяжелые обручи, которые надевали прямо на лоб, чтобы замаскировать край парика (парики продолжали носить пожилые дамы). Длинные золотые шпильки и гребни держали прическу. Любимое украшение для волос — маленькая бриллиантовая диадема в виде букетика цветов или, что еще более модно — колосьев. Она особенно эффектно смотрелась на фоне черных волос. Этот цвет к тому же отлично оттенял романтическую бледность, почему и оказался в это время самым модным.

В. Боровиковский. Портрет княжны Долгорукой. 1811 (источник)

В России красили волосы в черный цвет, конечно, натуральными красителями, в частности, настоем молодых грецких орехов, причем этим грешили не только молодые дамы, но и седеющие модницы. Такую пожилую кокетку насмешливо поминает горничная Лиза в комедии Грибоедова «Горе от ума».

Мне-с ваша тетушка на ум теперь пришла,

Как молодой хранцуз сбежал у ней из дому.

Голубушка! Хотела схоронить

Свою досаду, не сумела:

Забыла волосы чернить

И через три дни поседела.

«Моя подруга была гораздо лучше меня одета: на ней была куафюра с пером, очень украшавшая ее молодое, почти детское личико, и она мне сказала, что муж выписал ей эту куафюру, потому что государь любил подобный головной убор без других украшений. Как мне досаден сделался мой голубой с серебряными листьями цветок».

Для следующего бала «. было заранее выписано из Петербурга платье — тюлевое на атласе и головной убор: маленькая корона из папоротника с его воображаемыми цветами. Это было очень удобно для меня и для моей лени и неуменья наряжаться. Я только заплела свою длинную косу и положила папоротниковую коронку, закинув длинные локоны за ухо, и прикрепила царский фермуар. Можно сказать, что в этот ве¬чер я имела полнейший успех, какой когда-либо встречала в свете!» (А.П.Керн. Воспоминания).

«Графиня стала раздеваться перед зеркалом. Откололи с нее чепец, украшенный розами; сняли напудренный парик с ее седой и плотно стриженной головы» (А.Пушкин. Пиковая дама).

Старые придворные дамы, продолжая одеваться по моде своей юности, носили полувековой свежести парики, и по привычке, утвердившейся тогда же, брили или коротко стригли волосы, чтобы парик лучше держался. Дочь англомана Муромского Лиза, чтобы остаться неузнанной предметом своей любви, одалживает у своей гувернантки ее стародевичьи букли:

«Лиза, его смуглая Лиза, набелена была по уши, насурьмлена пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIV. » (А.Пушкин. Барышня-крестьянка). В 1820-е годы русской барышне требовалось проявить характер, чтобы игнорировать поветрия моды. Это удавалось лишь обитательницам деревенских усадеб. Татьяна Ларина, привезенная в Москву, попадает в руки столичных подружек, которые на следующий же день «взбивают кудри ей по моде». Мода, которая давно уже обрела в России статус неписаного закона, получила в это время и свой писаный закон — первые регулярные журналы мод. Печатавшиеся в них депеши из Парижа звучали как военные донесения: «На днях замечена в опере новая уборка головы. » Это означало, что некая великосветская дама придумала для себя очередную эффектную прическу и на следующее утро ее закажут своим парикмахерам все парижские модницы второго ряда. Через две недели директива достигнет Москвы и Петербурга, еще через месяц — губернская львица удивит собравшихся на балу соперниц невиданной комбинацией кудрей и перьев. Весь этот «волосяной вздор» имел мало сходства с первоисточником, ведь провинция в погоне за петербургской модой обязательно «оборвется», по выражению Гоголя. И если «Московский телеграф» в 1827 году сообщал, что «. в простой уборке волосов на лбу щеголихи обыкновенно протягивается золотая цепочка или золотой снурок, которым укрепляется на средине лба камей или цветной драгоценный камень», то можно было быть уверенными, что в губернском городе и цепочка, и камень окажутся вдвое крупнее столичных образцов.

В России за парикмахером посылали и везли его на дом до 1823 года, когда первую парикмахерскую в нашем значении этого слова открыл француз Дибо, который «имел честь известить почтенную публику, что он получает из Парижа разного вкуса парики, накладки и локоны для дам и занимается стрижением волос».

Реванш за профанацию своего мастерства, когда почти два десятилетия маленьких домашних причесок отстранили их от дел и доходов, парикмахеры взяли в конце 1820-х годов.

«Появились прически с массою буколь и накладных волос. Пукли были необыкновенно велики. взбитые волосы, совсем закрывающие острые или томные глазки, напоминали о том счастливом времени, когда нельзя было в люди показаться без двухаршинной прически». (Литературные листки. 1824).

Оценка 4.2 проголосовавших: 6
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here